Реструктуризация кредитного портфеля, которая являлась основным приоритетом работы банков в последние несколько месяцев, подходит к концу, и теперь главный вопрос банков – в каком же рынке искать потенциал кредитного роста следующих лет? Вот Сбербанк в последние недели несколько раз заявлял о желании усилить присутствие в ряде сегментов розничного кредитования. Является ли это сигналом того, что банки задумались о возможности переориентироваться с корпоративного кредитования на розничное? На данный момент в системе около 4/5 кредитов приходится на корпоративных клиентов и только 1/5 на розничных. Кроме того, российский рынок розничных услуг при беглом взгляде поражает своим потенциалом роста – розничные кредиты к ВВП составляют только 10%, ипотечные кредиты менее 3%. Очень небольшая доля населения пользуется банковскими кредитами. Кроме того, неоспоримым преимуществом является и высокая платежная дисциплина розничных клиентов: если уровень плохих кредитов по корпоративным кредитам с начала кризиса в России вырос в пять раз, то по розничным кредитам только в два раза. Кроме того, этот сегмент постоянно находится в фокусе внимания иностранных банков. Экономический кризис 2007 – 2008 года заставляет зарубежные банки расширять свое присутствие в тех странах, где уровень предложения финансовых услуг существенно ниже, чем в развитых экономиках. Это значит, что в результате их экспансии уровень конкуренции в розничном сегменте кредитования в России будет усиливаться. Потенциал, однако, не означает быстрого роста в краткосрочной перспективе. Например, рынок кредитных карт предполагает развитую инфраструктуру, то есть возможность платить в разных частях страны. Хотя этот рынок, безусловно, будет развиваться, тем не менее это требует уверенности в том, что бум потребления продолжится. В конце концов, в мире много стран с неразвитыми рынками кредитных карт, и далеко не во всех из них начинается кредитный бум. Если реальные располагаемые доходы в России росли темпом выше 10% ежегодно с 2000 по 2008 год, то это совсем не значит, что такой темп роста продолжится и в последующие годы, скорее наоборот, после длительного периода роста тенденция может измениться. Кроме того, следует помнить, что использовать уровень закредитованности потребителей развитых стран как ориентира для России может быть неверно и в силу разницы экономического климата. Очевидно, что в развитых экономиках достаточно уверенное повышение уровня закредитованности происходило в условиях повышения защищенности интересов работников. В России трудовое законодательство по-прежнему стоит на стороне работодателя, по этой причине работник может комфортно увеличивать кредитный рычаг только в условиях быстрого роста заработной платы. Дело даже не в возможных увольнениях, а в том, что российские предприятия по-прежнему задействуют такие инструменты управления издержками, как сокращение числа рабочих дней в неделю или как задержки выплат заработной платы. Именно в силу этих рисков большинство банков сейчас проявляют интерес к рынку потребительского кредитования, то есть тому сегменту, который ориентируется на достаточно короткие сроки и больше полагается не на устойчивые отношения заемщика и банка, а на разовое обращение при необходимости совершить покупку. Как бы ни был хорош такой бизнес, заменить по значимости корпоративное кредитование в масштабе банковской системы он пока не сможет: и главное препятствие здесь связано не с тем, что услуги дороги или плохо приспособлены к спросу, а с тем, что и кредитор, и заемщик, осознают экономические ограничения этого роста.