о наиболее частых нарушениях при размещении госзаказа:
Нарушения, которые наиболее часто встречаются сейчас, – это [предъявление] излишних требований по отношению к участникам размещения заказа, в частности, предоставление документов, которые не предусмотрены законом. Еще одно нарушение сопряжено с определением победителя по конкурсу, а именно нарушения, вызванные нарушением порядка установления оценки, либо иных критериев, которые влекут изменение сути проведения торгов. Конечно, заказчик сам определяет порядок оценки [конкурсных заявок], и это вызывает нарушения. Порядок оценки нужен.
о завышенных требованиях госзаказчиков по объему и срокам гарантий:
Актуальность вопроса вызвана тем, что пока еще порядок оценки [конкурсных заявок] не принят, и заказчик его утверждает сам. Действительно, по порядку оценки возникает много нарушений. Существует разграничение критериев. Первый критерий, который можно назвать субъективным, – это критерий качества или квалификация участника размещения заказа. Остальные критерии являются числовыми, в том числе объем предоставляемых гарантий и срок предоставления гарантий качества. [Имеет место] использование в порядке оценки таких механизмов, которые превращают критерии числовые в критерии-паразиты, по которым всем участникам размещения заказа будет [поставлено] одинаковое количество баллов, а исключение составят, возможно, цена и качество. И, таким образом, можно прийти к выводу, что цена и качество будут иметь одинаковую значимость.
Если у нас критерий цены [имеет вес] 20%, качество и квалификация – 20%, а гарантии – 60%, то у нас получается, что реальная [доля] критерия качества – это 50%. Для того, чтобы преодолеть такой барьер, надо снизить цену более, чем в 0,9 раза (то есть на девять десятых – Slon.ru). Представляете, да? Нужно предложить 7% от цены, чтобы стать победителем. [Вообще] нужно четко првести грань: являлся ли срок предоставления гарантий пропорционально исчисляемым? То есть, если изменение произошло на единицу исчисления (день, месяц), то количество баллов должно быть изменено. Если система дискретная, ступенчатая, то мы признаем это нарушением, и множество решений тому является подтверждением.
Второй сегмент нарушений – по порядку оценки, когда под критерием «объем предоставления гарантий качества» начинают подразумеваться либо качественные, либо квалификационные характеристики. Мы также это признаем нарушением, потому что суммарная значимость критерия «качество» или «квалификация» достигает предельных допустимых размеров, в большинстве случаев – это 20%. Под понятием такого критерия заказчики понимают другие свои мнения. Так что порядок оценки необходим, потому что заказчики очень часто ошибаются, то ли умышленно, то ли неумышленно, утверждая порядок оценки, не предусмотренный законом.
о росте числа жалоб:
За 2008 год в территориальные управления ФАС было направлено порядка 14 000 подобных жалоб, а в центральный аппарат ФАС – 450 обращений. Кроме того, с начала 2009 года в центральный аппарат ФАС поступило порядка 600 жалоб компаний, недовольных результатами конкурсов и аукционов по размещению государственных контрактов.
об отношении центрального аппарата ФАС России к решениям территориальных управлений ведомства:
Возникает ситуация, когда территориальное управление принимает решение, которое идет вразрез с политикой, проводимой центральным аппаратом. Мы уже обсудили этот вопрос и готовим документацию для того, чтобы существовала возможность обжалования решений, которые принимаются территориальными органами, в центральный аппарат. Я не скажу, что это будет кассационная или аппеляционная система, а скорее надзорный пересмотр решений, потому что на самом деле таких решений немного. Но [она необходима], чтобы у участников размещения заказа, да и у заказчиков, в принципе, была возможность обжаловать решения территориального управления в центральный аппарат.