Сегодня тысячи людей в мире по традиции распивали молодое божоле – первое вино урожая 2009 года, выпущенное на рынок в северном полушарии. Король Божоле Жорж Дюбеф – собственно, без него Beaujolais noveau едва ли стало бы коммерческим брэндом – объявил 2009-й лучшим годом за последние 50 лет. Появление молодого божоле обставлено искусственными препятствиями – продажи вина официально могут начаться только в третий четверг ноября. Чтобы поспеть к заветному дню, к американским покупателям божоле обычно доставляли самолетами. С прошлого года производители вина решили отказаться от традиции и везти божоле по морю. Официальная версия – сокращение вредных выбросов в атмосферу; более реальная – экономия расходов на транспортировку и снижение итоговой цены, по которой вино будет предложено покупателю. Американский импортер Дюбефа считает, что в ритейле цена бутылки может снизиться с 11 до 9 долларов. Чуть дороже будет стоить вино в Японии – одним из основных экспортных рынков для Божоле. В продажу в стране поступило около 5 миллионов бутылок. Сеть супермаркетов Aeon впервые продает бутылку молодого божоле за 980 иен (чуть меньше 11 долларов) при том, что обычно она стоила 2 – 3 тысячи иен. Радикально снизить цены сети супермаркетов помогли не только опасения того, что продажи молодого божоле в этом году упадут на 30%. В сеть Aeon решили продавать вино в пластиковых бутылках, которые, как уверяют представители компании, на глаз почти неотличимы от обычных, но легче, дешевле и могут быть переработаны. Идея пластиковых бутылок в этом году использована и французской компанией Boisset, которая в такой упаковке везет в США свое молодое божоле. Вряд ли все эти инициативы изменит стереотипное отношение к молодому божоле, услышав о котором, снобы кривятся. Чуть ли не с брезгливостью поджатые губы – распространенная реакция на Beaujolais noveau даже среди производителей самого апелласьона Божоле. Многие из них считают, что ассоциации Божоле только с Beaujolais noveau наносят непоправимый вред региону. Как недавно заявил вице-президент Объединения крю Божоле Гийом де Кастельнау, регион «отброшен на 50 лет назад» в своем развитии, а репутация его «серьезно подмочена благодаря Beaujolais noveau». Раздражение производителей Флери, Моргона и других крю Божоле отчасти можно понять. Но молодое божоле никогда не претендовало на сколько-нибудь серьезный статус. Легкое, фруктовое вино из сорта гамэ много лет было забавой и просто поводом повеселиться до того, как стать предметом внимания маркетологов. В 1990-х потребление молодого божоле было на пике (в 1992 году больше половины проданного вина из Божоле было Beaujolais noveau). Угар вечеринок со слоганами Beaujolais nouveau est arrivé! поутих, но даже сейчас молодое божоле составляет около трети продукции всего Божоле. Происходит это не столько благодаря, сколько вопреки тому, что говорится и происходит вокруг молодого божоле, в которое, кажется, каждый готов при случае бросить камень. Производителей noveau упрекают в манипулировании покупательским спросом, театрализации появления вина на рынке, недостаточно высоких стандартах производства и бог знает в чем еще. Но мало кто говорит о другом – о том, что, фактически оставаясь единственным коммерчески раскрученным винным праздником, Beaujolais noveau привлекает так нужное сейчас внимание к французским винам как к таковым. Поклонники вин Франции давно говорят о необходимости провести глобальную рекламную кампанию французских вин. Использование дня Beaujolais noveau в этой кампании могло бы быть полезным. Но эта идея никогда не будет воплощена до тех пор, пока производители французских вин не смогут договориться между собой и попробовать играть в общих интересах. Пока что, сетуя на то, что раздробленность – главная проблема винной системы Франции, виноделы, похоже, совсем не жаждут объединяться. Производители крю Божоле тратят десятки тысяч евро на исследования почв региона, чтобы в дальнейшем потребовать ввести новую – если кому-то существующая казалось слишком простой – классификацию. В Бордо хотят потратить 82 миллиона долларов на создание культурного центра, где с 2013 года можно будет узнать о некоторых из 10 000 производителей вина в регионе. На фоне всех этих грандиозных планов Beaujolais noveau во Франции остается гадким утенком и нелюбимым пасынком. Нелюбим он, впрочем, не везде. Позвонив в центральные лондонские магазины компании Majestic, я узнала, что все запасы Beaujolais noveau компания продала еще на прошлой неделе.