Ускорение и перестройка
Руководители ведущих автокорпораций не собираются пассивно ждать окончания кризиса

ИСТОЧНИК: ERNST&YOUNG

Рынок в депрессии | Страшный год Щедрые скидки, специальные программы кредитования и субсидирование утилизации старых машин не помогают: мировые продажи новых автомобилей падают. Ну а Россия остается одним из лидеров падения, и признаков улучшения ситуации нет: в июле 2009 г. было продано на 58% меньше машин, чем в том же месяце прошлого года. Однако по-настоящему пугает другое. Автопроизводство в стране останавливается, а правительство готовится трудоустраивать тысячи безработных – по сути, это капитуляция. А ведь главные мировые автоконцерны сегодня, напротив, борются за покупателя, ускоряют вывод на рынок новых моделей и активно вкладываются в инновационные технологии. РЫНОК В ДЕПРЕССИИ Эксперты считают, что восстановления российского рынка можно ожидать не ранее 2012 – 2014 гг, предпочитая не думать о 2010 г., который явно обещает быть не менее сложным, чем год текущий. Российский авторынок тем временем продолжает терять игроков: очередной жертвой стали иранские автомобили Samand, поставки которых в страну были окончательно прекращены в июле. Последние месяцы компания «Автодруг» (официальный дистрибьютор Iran Khodro) распродавала запасы прошлого года и вряд ли возобновит поставки в ближайшее время. Новое имя в рейтинге продаж – автомобиль Chance, ранее известный как Chevrolet Lanos. В июле было продано 830 таких автомобилей, однако время для ребрендинга было выбрано не самое лучшее: в рэнкинге наиболее востребованных моделей Lanos с новым именем уже не присутствует. Тройка лидеров июля выглядит знакомо: Chevrolet и Ford, а вместо Nissan – «народная» марка Renault. А вот Toyota, некогда задававшая тон на всем российском рынке, снизила продажи на 75% и сегодня уступает в популярности даже Nissan. Вернуть прежние позиции компании, скорее всего, не поможет даже знаменитая Toyota Prius, российская премьера которой запланирована на осень. В случае, если цена на гибрид будет превышать $30 000, у машины просто нет шансов. Конечно, «АвтоВАЗ» тоже теряет покупателя, но ситуация на заводе отнюдь не так плоха. Он по-прежнему остается наиболее популярным автопроизводителем в стране. Причем, самые современные модели Волжского автозавода – Priora и Kalina – переживают кризис лучше любого другого автомобиля на рынке. Используют ли это преимущество руководители завода? Отнюдь. Они предпочитают останавливать конвейер, отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска и ждать подъема экономики. Власти поддерживают пассивную позицию «АвтоВАЗа»: 10 августа вице-премьер правительства Александр Жуков предложил разработать специальную программу на случай длительной остановки завода. СТРАШНЫЙ ГОД Сложно придумать более надежный способ ухудшить и без того непростую ситуацию. Возможно, перед принятием подобного документа правительству было бы полезно ознакомиться с последним исследованием Ernst & Young, посвященным планам руководителей 30 мировых автобрендов на ближайшие годы. Руководители крупнейших автоконцернов рассказали, какие шаги поспособствуют выживанию компаний. Выяснилось, что помимо сокращений непрофильного персонала, избавления от «плохих» активов, экономии на IT и маркетинге, каждый третий планирует увеличить инвестиции в исследования и перспективные разработки. Почти половина участников заявили о намерении диверсифицировать бизнес и как можно скорее вывести на рынок новые модельные линейки в течение ближайших 12 месяцев. Более того, 40% участников опроса подтвердили, что не собираются отказываться от расширения бизнеса на развивающихся авторынках Индии и России. В России западных оптимистов ожидает противоборство, прежде всего, с похоронными настроениями участников рынка. Большинство экспертов в своих прогнозах предпочитают не делать прогнозов на 2010 г. и говорят лишь о среднесрочных перспективах на 3 – 4 года вперед, ссылаясь на очень слабую динамику рынка. В 2009 г. в России могут продать до 1,5 млн новых автомобилей, а в 2010 и 2011 гг. продадут лишь немногим больше – 1,7 млн и 2 млн машин, соответственно. Многие сходятся во мнении, что как только ставки автокредитования станут уменьшаться, цены на новые машины увеличатся еще больше, так что объемов продаж уровня 2008 г. (около 2,8 млн машин) не получится достичь еще долго. Впрочем, особых надежд на результаты 2010 г. не имеют даже страны Западной Европы, некоторые из которых (Германия, Франция, Италия) сегодня демонстрируют впечатляющий рост благодаря правительственным программам по стимуляции спроса. Несмотря на неплохой объем рынка в 2009 г. – а он оставался на уровне 13,29 млн автомобилей за счет программ утилизации, эксперты J.D.Automotive Forecasting считают, что в 2010 г. европейский авторынок уменьшится на 11%, до 11,8 млн машин. Такой уровень продаж последний раз отмечали примерно 20 лет назад. Это естественная реакция рынка на искусственно создаваемый спрос, который поддерживался в течение всего 2009 г., – дальше автопрому должна помогать выходящая из кризиса экономика и активные меры, запланированные каждым автобрендом. В начале августа менеджеры Ford объявили о намерении обновить 90% всех выпускаемых автомобилей всего за три года, и прочие мировые бренды вряд ли отстанут от лидера американского авторынка. России подобные темпы и не снились: простаивающий «АвтоВАЗ» вряд ли сможет завершить до 2012 г. разработку давно запланированных моделей – антикризисной «Калины», машины на базе Renault и автомобиля С-класса. У ГАЗа – похожая история. Даже приобретя Opel, Горьковский автозавод вряд ли сможет наладить производство за пару лет: ведь только переговоры об условиях сделки длятся почти полгода. Получается, что российский автопром никуда не спешит, – в отличие от всего остального мира.