Прививка от конкурса | Снова не панацея

Вкрапления латиницы в объявления о конкурсах на государственные закупки – это детские игры. Основные способы отсечения неугодных участников – результат серьезной кропотливой работы коррумпированных чиновников и их сообщников, которая позволяет им свести критерии отбора к принципу «нравится – не нравится». Со стороны критерии, на которые делают ставку заказчики, выглядят солидно: «качество», «квалификация», «срок гарантии». Но в действительности они не прописаны в законах, а, стало быть, оставляют чиновникам свободу искать товарищей на вкус и цвет. Например, на открытых конкурсах в сфере IT удельный вес таких критериев составляет 30,9%. Круглый стол по вопросам новелл в законодательстве по госзакупкам, проведенный на днях в ИА «Гарант», показал, что этот вопрос волнует не только участников торгов, но и контролирующие органы. Для решения проблемы ФАС предлагает два пути. Во-первых, нужно установить систему оценки, где будут прописаны и определены все качественные и количественные параметры оценки заявки. Но для этого нужно постановление правительства, которое, по мнению антимонопольной службы, «безбожно задержалось». Во-вторых, от конкурсов надо постепенно переходить к системе аукционов, при которых единственной переменной является цена, а остальные параметры заданы по умолчанию. Этого ФАС добивается уже почти два года, однако свести все к одному виду торгов не получится. Услуги врачей или юристов, например, отбирать только на основании цены нельзя. Да и вообще аукционы, хоть они и более прозрачная, чем конкурсы, система закупок, не защищены от смекалки госзаказчиков и их контрагентов. ПРИВИВКА ОТ КОНКУРСА Четыре года назад конкурс фактически был единственной формой размещения госзаказа. Под новую форму – аукционы – был написан закон «О госзакупках», вступивший в силу в начале 2006 года. Но популярности у чиновников она так и не снискала. Спустя год 65% всех госзакупок на федеральном уровне шло через конкурсы, 15,5% – через запросы котировок. На аукционы приходилось всего 0,5%, а в 19% случаев «федералы» и вовсе предпочитали договариваться напрямую с проверенным поставщиком. Но ФАС не оставила попытки реформировать систему. Новые правила, вступившие в силу 1 октября 2007 года, должны были устранить главный недостаток прошлых – почти вольную трактовку чиновниками критериев оценки заявок потенциальных поставщиков. Теперь на субъективные критерии «качества», «квалификации» поставщика или «качества товара» отводилось только 20% оценочных баллов, а по НИОКР и ряду других работ и услуг – 45%. Остальные критерии – цена, объем и срок гарантий – остались на откуп заказчиков, которые с легкостью нашли себе лазейку. В конкурсах на госзаказы часто встречается формула «0,2+0,2+0,6», где 0,2 – цена, 0,2 – качество, 0,6 – объем или срок гарантий. Причем ни один из «весомых» параметров никак не регламентирован. Сюда можно вписывать все, что душа пожелает, и применять по собственному усмотрению, а в ответ получать заявки от поставщиков с уникальной гарантией от 300 до 1000 лет, 100%-ным объемом гарантий, оценить который не представляется возможным, и готовностью оказать все необходимые услуги за 1 копейку. Иными словами, все критерии, оставшиеся в распоряжении заказчиков, умело нивелируются. Вот и борются поставщики за «вкус и цвет», а чиновники-заказчики выбирают нужного им участника. Московские чиновники вроде бы придумали способ борьбы с «безответственными» заявками. Но на деле он обходится «на раз». Достаточно тысячелетнюю страховку оплачивать ежегодно. Как только деньги поставщик по контракту получил, можно прекратить оплачивать полис, и его действие прекратится, а заказчик останется без обеспечения исполнения контракта. И что делать с этим механизмом, пока непонятно. Если не ограничивать его «сверху», появляется тысячелетняя гарантия, а если ограничить – в столице и это пробовали – сразу возрастает «вес» качества. А наказать за необъективность все равно не получится. СНОВА НЕ ПАНАЦЕЯ Проблемы в системе страхования бьют и по аукционам. Полис работает только в случае форс-мажорных обстоятельств и пока не покрывает случаи, когда поставщик не может или не собирается выполнять государственный заказ. Другое слабое место, закрыть которое не в силах госзаказчиков, – лицензирование. Можно просто купить необходимый для участия в аукционе документ, даже не располагая обязательной квалификацией. Аукцион для заказчика – инструмент вообще небезопасный, да и не всегда приемлемый. В 2008 году правительство провело грань между формами торгов. Для аукционов появился собственный классификатор, основанный на ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг). Вот только коды безнадежно устарели. Понятий «нано», mp3 или ГЛОНАСС тут нет и в помине, зато можно встретить диафильмы или макитры – широкие глиняные горшки с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян макогоном. Кроме того, некоторые виды закупок можно перевести из аукциона на конкурсную основу. Так получилось, что у них просто дублируются коды. И, несмотря на желание ФАС в 2007 году перевести на аукционы до 80% госзаказов, а остальное разрешить закупать через конкурсы, соотношение пока обратное.