Не раз высказывавшуюся мной идею, что в отечественной телекоммуникационной отрасли (и особенно в её сотовом сегменте) сосредоточено едва ли не большинство «продвинутой» части российского бизнеса, можно и нужно воспринимать достаточно критично. Возможно, мои выводы и обобщения чересчур смелы и оптимистичны, однако есть факты, которые явно выделяют индустрию связи из числа других отраслей нашей экономики. Один из примеров – степень участия отраслевых игроков в построении будущего российских телекоммуникаций. Причём, что важно, в этом процессе отмечается минимум два потока. С одной стороны, нынешнее руководство отрасли во главе с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щёголевым старается активно привлекать участников рынка к его (рынка) развитию и реформированию, с другой стороны, и сами операторы обращаются с идеями и предложениями, которые бы позволили, как это модно говорить, «сократить отставание нашей телекоммуникационной отрасли от мировых стандартов». Последние движения на этот счёт нынешней осенью коснулись развития в России сотовой связи четвёртого поколения. Ну, без некоторого вмешательства «сверху» всё же не обошлось: своего рода толчок к активизации процесса мы наблюдали, когда главе «Альфа-групп» Михаилу Фридману пришлось делать доклад перед президентом страны во время его встречи с представителями РСПП. Опытный во взаимоотношениях с властью бизнесмен не преминул воспользоваться возможностью поведать о наболевшем и, в частности, обозначил вопрос о 4G и связанных с ним проблемах. И вот уже профильное министерство поручает рабочей группе при президентской комиссии по модернизации представить свои предложения, заказывает исследование частотного спектра страны, а операторы «берут под козырёк», соглашаясь профинансировать это исследование и спеша поделиться своими идеями. Тут как тут и «Связьинвест», лелеющий мечту стать федеральным сотовым оператором и почувствовавший возможность «выехать» на новой технологии, – холдинг попросился тоже участвовать в решении частотного вопроса. Что же заставляет операторов так активно заниматься этим вопросом, вопросом явно не завтрашнего дня? Сейчас с 3G-то далеко не всё ясно. В столицах сотовая связь нового поколения только заработала, и насколько будет востребована, неясно (ну, то есть понятно, что голосовая связь никуда не денется и будет замечательной, но она и в 2G многих устраивала, а вот даст ли 3G качественное изменение потребляемых абонентами услуг, активизируется ли мобильный интернет, к примеру, – всё-таки вопрос). Все объяснения про «сокращение отставания от мировых стандартов» звучат красиво, но очевидно, что активность отраслевых игроков может иметь под собой только одну основу – запах денег. Я вижу два связанных между собой аспекта, объясняющих столь пристальное внимание операторов к данному вопросу. Во-первых, смею утверждать, что переход от 3G к 4G в виде стандарта LTE – это гораздо круче, чем от 2G к 3G. Ожидаемые скорости 150 Мбит/с на входящем и 90 – 100 Мбит/с на исходящем канале (теоретический предел – 326,4 Мбит/с и 172,8 Мбит/с, соответственно) – это непросто на порядок выше предыдущих технологий (56Кбит/с в GPRS и максимум 3,6 Мбит/c в 3G), это едва ли не «покушение» на фиксированный интернет (до мировых стандартов ШПД, конечно, далеко, но во многих регионах России цифры получаются одного порядка). Плюс добавим совместимость стандартов – возможность безразрывной передачи сигнала с LTE на сети предыдущих поколений, присутствующие в нашей стране. Во-вторых, проблем с внедрением LTE в России будет много, и именно это заставляет операторов поднимать данный вопрос заранее. Нужно определиться с частотами внедрения: теоретически подойдут любые от 700 МГц до 2,7 ГГц, в разных странах используют разные диапазоны, эффективность того или иного ещё не ясна. Нужно определиться с шириной полосы частот для одного оператора: теоретически она может составлять от 1,5 МГц до 20 МГц, операторы уже поспешили заявить, что для нормального развития технологии им нужно минимум 20 МГц. Наконец, нужно найти частоты. Тут у нас совсем туго, коль на гражданские нужды отводится только 3% спектра: и то ли высвобождать частоты за счёт модернизации аналогового телевидения, то ли покупать военным современное оборудование, которое не требует таких широких полос частот, как сейчас, то ли ещё что. Плюс пока не так уж и много оконечного оборудования для LTE, хотя об этом можно беспокоиться в последнюю очередь – рынок должен сработать, и производители средств связи наводнят его своей продукцией, как только наступит ясность с частотами. Методы преодоления тех или иных технических сложностей – отдельная тема для размышления, сейчас интереснее подумать о другом. Чего же такого ждут операторы от LTE, коль настолько заранее озаботились данным вопросом, коль готовы либо оплачивать конверсию «военных» частот, либо обеспечивать за свой счёт население ТВ-приставками, лишь бы наше телевидение быстрее перевели на «цифру», коль могут спокойно смотреть на развитие конкурирующего Wi-MAX, на который в начале следующего года уже и первые лицензии раздадут, веря, что именно LTE – их путь? Здесь просматривается такая «стрела» интересов: целевой инструмент – скорость передачи данных, тактическая задача – занять часть рынка ШПД и ТВ, стратегическая задача – начать зарабатывать на том, на что пока наши сотовые операторы тратятся едва ли не больше всех среди российских компаний – на рекламе. Выход на рынок ШПД сейчас кажется более актуальным или, точнее, более понятным для российских условий: есть спрос, известна его структура и структура пользователей, своих потребителей сотовые компании здесь наверняка найдут. А следовательно, «более полноценный» интернет сможет давать более широкий спектр услуг и больший простор для рекламной активности. С мобильным телевидением ситуация несколько туманнее. Во многом потому, что мало кто себе вообще представляет, куда будет развиваться телевидение, каким бы оно ни было – эфирным, кабельным или мобильным. На эту тему хорошо порассуждать как-нибудь отдельно, скажу лишь, что главной чертой будущего телевидения, по-видимому, должна быть его ориентированность на зрителя: у того должен быть выбор, что смотреть в данный момент. Как это реализовывать на практике – вопрос маркетингового подхода, но что-то мне подсказывает, что «Вымпелком» со своей «проводной» «Корбиной» и МТС с «проводным» «Комстаром» схему придумают. Так что независимо от конкретной технологии реализации ясно одно: рынок ТВ будет, рынок мобильного ТВ будет, рынок ТВ-рекламы (в том числе мобильной) тоже никуда не денется. Выходит, сотовым операторам есть, за что драться, под знаменем этой самой «долгосрочной эволюции», long-term evolution, или просто – LTE.