Обновить парк и построить аэропорты | Сбиваем цены | Справедливы ли цены?
ОБНОВИТЬ ПАРК И ПОСТРОИТЬ АЭРОПОРТЫ
Цены на авиабилеты в России аномально высокие, и это большая проблема, одна из причин которой заключается в отсутствии нормального авиапарка. Мы обладаем огромным парком самолетов, но большинство из них изношены или морально устарели. Не самый худший случай – лететь на ТУ-154, который эксплуатируется 15 – 20 лет, а иногда и больше. Изношенность российского авиапарка гонит вверх цены на билеты. На обновление и пополнение парка у многих авиакомпаний просто нет денег. Покупать приходится импортные самолеты, которые надо окупить на фоне галопирующих цен на авиатопливо. Кто будет гасить убытки авиакомпаний? Государство? Нет, государство не будет этим заниматься. Выхода из этой ситуации два: либо мы соглашаемся на эти цены, и тогда у нас остается хоть какая-то возможность перемещаться, либо мы упираемся и говорим: нет, нам дорого, и теряем авиационный транспорт, потому что менять надо весь парк. Нельзя сказать, что в России цены на железнодорожные перевозки намного ниже, а состояние российских автомобильных дорог – это вообще тема для отдельного разговора. Перемещаться на машинах так же легко, как американцы, мы пока не можем, поэтому обречены либо сидеть дома, либо оплачивать прихоти практически монопольных перевозчиков. Беда в том, что на нашем рынке нет конкуренции. В США или Европе снижение цен достигается за счет дискаунтеров. Они возят людей не в основные аэропорты, а пользуются второстепенными. Да, они не столь удобны с логистической точки зрения, но плата за взлет/посадку и обслуживание здесь значительно ниже. Соответственно, это влияет на цену билета. Практически в любой город Европы можно улететь за 30 евро плюс сбор аэропорта. Естественно, что это сильно давит на компании и заставляет их поддерживать более разумный уровень цен. В России эта схема обречена: у нас нет никаких альтернативных аэропортов, да и основных не так уж много. Один аэропорт на город, а в некоторых местах и того хуже – один аэропорт на два города. К примеру, между Самарой и Тольятти всего один аэропорт, расположенный между этими двумя городами. Альтернативы не существует: слава Богу, если хотя бы в этот пустят.
СБИВАЕМ ЦЕНЫ
Бороться с завышением цен можно двумя способами. Первый: регуляция со стороны государства. Это опасная модель. Сейчас будут вводить регуляцию цен на продукты питания, и боюсь, что для нас в очередной раз это кончится дефицитом ряда продуктов питания. И будет все снова тоскливо и пусто. Второй вариант: конкуренция. Сложный вариант, тем более в отечественных реалиях. Что можно было делать в России, но чего пока не делает наше правительство? Пустить иностранных авиаперевозчиков. Внутри России запрещены перелеты зарубежных компаний, которые могут составить конкуренцию отечественных игрокам. Правительство разрешает иностранным компаниям совершать только так называемый «иностранно-российский рейс». Это значит, что я могу попасть из Берлина в Новосибирск через Москву, воспользовавшись услугами Lufthansa. Но совершить перелет из Новосибирска в Пермь этим же авиаперевозчиком я не имею права. Так что при столь небольшом количестве рейсов, иностранные перевозчики в конкуренции на внутреннем рынке не участвуют, а внутри России действительно крупных компаний мало. Существующие игроки фактически подмяли под себя весь рынок. Так что помощи нам придется просить у государства.
СПРАВЕДЛИВЫ ЛИ ЦЕНЫ?
Сколько должен стоить билет на самолет? Сложно сказать, понятия «справедливой» цены вообще не существует. Есть спрос и предложение. Если мы хотим, чтобы было справедливо, значит, надо, чтобы вмешалось государство и начало регулировать цены. А это все мы уже проходили и делали в Советском Союзе. Мы определяли совершенно справедливую цену. Мы считали обоснованные издержки производства или перевозки, добавляя некую сумму прибыли, чтобы компания могла жить, и так формировали цену. И получали, казалось бы, «справедливую» цену. Старшее поколение наверняка помнит то золотое время дешевых билетов. Вот только достать их было невозможно. Кто пытался когда-либо достать билет на юг или с юга, тот знает, сколько было проблем. Все равно приходилось переплачивать спекулянту или знакомому, чтобы тебе достали билет на нужное время. Так что реальная стоимость перемещений была куда выше. Поэтому сбить цену можно только конкуренцией. Ведь стоит только начать регулировать цены, начнутся крики, авиакомпании скажут: «Чего вы хотите от нас? Надо полностью менять авиапарк, дайте нам деньги». И эта «накладка» обязательно попадет в стоимость билетов. Ситуация чем-то смахивает на историю с электроэнергетиками, которые приходят и говорят: нам надо строить новые мощности, включите это в тариф на электроэнергию. В результате мы получаем растущие тарифы ЖКХ. Ровно то же будет и с билетами.