Мир профессий меняется очень быстро. Это происходит не только потому, что он пытается соответствовать требованиям жизни. Мир профессий – это самостоятельный и саморазвивающийся космос. Откуда берутся новые профессии? Как это связано со сферой образования? Можно ли быть готовым к освоению будущих профессий? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые ждут своего ответа и нынешняя ситуация, как никогда, располагает к анализу того, что происходит в этой области. Не претендуя на исчерпывающие ответы, обратим внимание на очевидные противоречия.
Во-первых, на фоне превращения сферы образования в отдельный вид бизнеса (новые технологии, новые образовательные форматы, совсем другие цены) в стране нарастает то, что принято называть «кадровым голодом». С одной стороны, страна явно «перенасыщена» выпускниками факультетов менеджмента, экономики и права. При этом в России ощущается острый дефицит в квалифицированных руководителях, экономистах и юристах.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что на этом же фоне наблюдается снижение уровня профессионализма в очень многих сферах жизни. На первое место возвращается бренд «свой». Люди опять предпочитают лечиться, учиться, строиться у «своих». Лучше иметь дело с теми, кому доверяешь, а не с теми, у кого «круче» реклама или офис. При этом, кстати, совсем не обязательно, что у «своих» дешевле.
В-третьих, новые профессии возникают, как правило, не из образовательных стандартов, которые едва успевают зафиксировать настоящее, что уж говорить о прогнозировании будущего. Они – порождение новых практик и их осознания профессиональными сообществами. Именно профессиональные сообщества являются субъектами, определяющими современный мир профессий. В зависимости от вида профессиональной деятельности это могут быть ассоциации, гильдии, профсоюзы или виртуальные творческие команды.
Для понимания контекста обсуждаемой темы обратимся к истории вопроса. В результате многолетних исследований директор Центра изучения руководства Бингхэмтонского университета (штат Нью-Йорк, США) Б.М. Басс выделил четыре основные фазы профессиональной эволюции:
«Век генералистов»: простейшая кооперация при охоте, рыбной ловле; разделение труда, основанное на возрасте, поле и традициях.
«Век ремесленников». Охватывает исторический период до эпохи Ренессанса включительно: специализация, построенная на обучении и развитии способностей; широкое использование подневольного труда; первые водяные машины; развитие института собственности; государство и церковь как организаторы сложных систем деятельности.
«Век специалистов и малоквалифицированных рабочих». Начинается с эпохи Великих географических открытий, которая потребовала принципиально нового отношения к подготовке и использованию человеческих ресурсов и расцветает в период промышленной революции, которая привела к возникновению массового машинного производства (труд на фабриках с фиксированным временем, иерархические системы управления, узкая специализация и серийное производство, оценка труда руководителями).
«Век командной работы и самоуправления». Ознаменовался так называемой «Постиндустриальной революцией», которая связана с автоматизацией производства, возрастанием роли сервисных сфер экономики, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, появлением инженерии знаний.
Отсюда совершенно понятно, почему основной вектор развития рынка труда в недавнем прошлом состоял в том, что на первый план во всем мире вышли сфера услуг и производство знаний в варианте создания новых технологий. И дело не только в том, что появились такие новые профессии как актуарий (специалист в области страховой математики, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни), байер (закупщик», человек, отвечающий за формирование ассортимента магазина), саунддизайнер (дизайнеры, которые создают звуковые образы) и многие другие. В конечном счете, указанные профессии – это продолжение традиционной линии использования инструментария из одной профессиональной области для решения задач, возникающих в другой практической сфере. Существеннее обратить внимание на возникновение совершенно новых профессий таких, например, как спасатель, переговорщик или коуч. Для некоторых из них пока даже не придумали названия.
Например, еще 8 – 10 лет назад особую популярность завоевали такие профессии, как аудит, рекламист, маркетолог, HR. Почему сегодня такого спроса на них не наблюдается? Ведь это лишь отчасти связано с последствиями мирового финансового кризиса. Ключевой, на наш взгляд, является тенденция к транспрофессионализму и умению выстраивать новую деятельность, ориентируясь на особенности ситуации. Так, к примеру, именно этим можно объяснить тенденцию «укрупнения» специализации как таковой: ранее для решения задач, стоящих перед специалистом по управлению человеческим капиталом, достаточно было владеть инструментарием HR и PR-менеджера, сегодня к этому необходимо добавить искусство GR-а, то есть специалиста в области взаимоотношений с государственными и правительственными организациями. Кстати, объединение в одном лице умения управлять персоналом и внутренними коммуникациями возникло еще до кризиса. Это было первым «звонком», сигнализировавшим о том, что наступает век объектно-ориентированного профессионализма. Речь идет о том, что узких знаний в области своего предмета становится недостаточно, чтобы решать практические проблемы, поскольку они носят явно межпредметный характер. Можно предположить, что уже завтра появится профессия «лидер» или «коммуникатор». И это происходит на фоне усиливающегося взаимопроникновения специализаций друг в друга. Ведь не случайно Нобелевскую премию 2009 года по химии получили три биолога.
Понятно, чтобы оставаться востребованным специалистом, человеку надо постоянно обновлять свои знания, углубляясь в особенности других профессий, иначе он не справится со своими задачами. Если же ему удастся добиться этого, то он превратится в уникального профессионала. Но умением непрерывно обучаться обладает не каждый, и, скорее всего, в уже недалеком будущем появятся профессионалы, способные развивать в людях это качество. Умение перестраиваться и меняться, умение учить учиться или коучинг – это гуманитарная технология, которая уже сегодня очень востребована во многих современных образовательных программах.
Таким образом, можно прогнозировать большой спрос в ближайшем будущем на междисциплинарных специалистов, получивших образование «на стыке» различных дисциплин, например: инженер-психолог или бизнес-культуролог. Более того, через 5 лет успешный и востребованный профессионал будет соответствовать следующему «джентльменскому набору» характеристик:

Кросс-культурная образованность (включая знание иностранных языков);
Компьютерная (шире IT) образованность;
Знание глобальной (политической, экономической и финансовой) ситуации в мире.

Информационная революция, стремительное развитие высоких технологий требуют новых знаний и навыков. Сегодня особое внимание обращается на такие области, как инновационное предпринимательство, организационный дизайн, стратегии и процедуры управления интеллектуальной собственностью; управление стоимостью и развитием инновационной компании; создание нового продукта (new product development); создание, развитие и управление кроссфункциональными командами (в том числе «виртуальными»). И здесь мы сталкиваемся с весьма интересным противоречием: эти области являются перспективными, но в то же время в вузах таких профессионалов не готовят. И даже столь популярные в нашей стране различные курсы MBA пока не решаются взять на себя решение этой задачи. И понятно почему. Для этого необходимы, во-первых, разработка, апробация и внедрение инновационных программ по упомянутым дисциплинам с привлечением практикующих экспертов в данных областях, а, во-вторых, интеграция в мировое профессиональное сообщество, что на сегодняшний день представить пока, к сожалению, сложно. Стоит ожидать, что подготовкой таких профессионалов будут заниматься корпоративные университеты тех компаний, которые ориентированы в будущее. В заключение отметим, что свои коррективы в формирование списка привлекательных профессий внес кризис, во время которого в ряде компаний пытаются заменить целые отделы на одного сотрудника-универсала. Вот уж задумаешься: может быть «век генералистов» у нас еще не завершился?