Недавно вернулась из поездки в США, где общалась с коллегами из трех университетов: Радгерс в Нью-Джерси, частный католический университет Сент-Джонс в Нью-Йорке и женский колледж при Колумбийском университете. Мы обсуждали варианты студенческих обменов и перспективы совместных исследовательских проектов. Несмотря на то, что все три университета имеют оригинальные сферы интересов и следуют различным методикам в преподавании, их роднит общий интерес к проблемам, связанным с коммуникациями вообще и к СМИ в частности. Основным направлением исследований в этой области сейчас является изучение новых медиа. И даже не столько всего комплекса новых медиа, сколько именно цифровых медиа. К каковым, безусловно, можно отнести проект Slon.ru. Наши коллеги разрабатывают в этой связи широчайший диапазон проблем. Например, в университете Радгерс кафедру журналистики возглавляет известный специалист по новым медиа Джон Павлик. Он убежден, что центральной проблемой современной коммуникативистики является цифровое неравенство (digital divide), которое проявляется даже в благополучной Америке, несмотря на все ее информационное богатство. Причем основанием «информационной дискриминации» становится сегодня не столько социальное, сколько этническое деление общества. В связи с этим встает важный вопрос о том, что доступ к новым медиа есть не только большое достоинство, но и значительный недостаток, с точки зрения формировании единой социальной общности страны. Кстати, сравнительно недавно на эту проблему обратили внимания практики новых медиа: создатели социальной сети Facebook даже предупредили своих пользователей о том, что сеть распадается на национальные сегменты. Люди, уходя в свои виртуальные сообщества, созданные на почве отдельных признаков, – таких, как религиозная или этническая идентичность, – оказываются зачастую даже более исключенными из реальных социальных практик, чем до информационно-коммуникационной революции XXI века. Этот технологический уход от социальной реальности приводит к тому, что они перестают быть включенными в жизнь того общества, в котором они живут физически. Они живут в виртуальном сообществе, и не знают жизни сообщества, реально существующего вокруг них. Люди в целях сохранения своей идентичности – национальной, этнической, лингвистической – в целях защиты своего права на плюрализм и разнообразие входят в противоречие с новыми законами общества вокруг них: они его не знают, они его не понимают. И, с одной стороны, это проблема цифрового неравенства, с другой стороны – это уже следующая проблема, когда полный доступ к новым медиа, который появляется у аудитории, лишает ее связи с социальной жизнью, с социумом, с обществом. Поэтому главный вопрос, который мы обсуждали с коллегами в университете Радгерс, заключается в том, насколько новые медиа снимают старые социальные проблемы, и насколько они решают проблему социальной включенности, социализации людей. Цифровое неравенство – это проблема доступа к новым медиа, но при этом цифровое равенство и развитие цифровой революции ведет к исключению людей из общества. И когда мы продвигаем новые медиа, мы должны понимать не только те плюсы, которые дает цифровая революция, но и те минусы, которые появляются при ее неизбежной победе. Проблема виртуализации социальной активности становится все более актуальной по мере того, как люди привыкают к новым медиа.
Цифровое неравенство
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Цифровое неравенство - это проблема доступа к новым медиа, но при этом цифровое равенство ведет к исключению людей из общества
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет