В начале декабря тема мобильного телевидения снова замелькала в заголовках телекоммуникационных новостей. Государственная комиссия по радиочастотам перенесла слушания по результатам тестирования мобильного ТВ стандарта DVB-H в Москве с конца 2009 г. на февраль 2010 г. А спустя неделю премьер-министр РФ Владимир Путинподписал Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы», где как раз к концу этого срока планируется развитие в крупных городах новой услуги. Видя в лице наших сотовых операторов апологетов развития новых технологий, помня их усилия по получению частот для 3G в столице и по постановке вопроса о подготовке к внедрению LTE, логично было бы ожидать декларации их успехов и на телевизионном направлении. Но в том-то и дело, что данная тема «пробуждается» пока только сверху. Из операторов лишь «Вымпелком» через «дочку» «Доминанта» сообщил о запуске мобильного ТВ в тестовую эксплуатацию, которая, по-видимому, продлится до февраля – до заседания ГКРЧ. При этом компания подчёркивает мировую востребованность услуги, называя цифры в 40 млн пользователей и 230 млн – к 2013 г., однако ожидаемые цифры по России пока не обнародуются… АФК «Система», один из инициаторов развития мобильного телевидения в стране, по слухам, закрыла проект и свернула соответствующее оборудование. От третьего игрока, тестирующего DVB-H в Москве, «Кентавра» (считается аффилированным со «Скартелом») вовсе никаких новостей. Так что интерес самих операторов к мобильному ТВ сейчас очевидным не назовёшь. Не далее чем в прошлом своём посте я обозначил стратегическую причину интереса сотовых компаний к телевещанию – рынок телерекламы. И постепенно становясь, в соответствии с мировой тенденцией, глобальными (в смысле технологий) медиа-провайдерами, наши «федеральные» операторы не могут обойти стороной данный аспект. Однако каковы конкурентные преимущества мобильного ТВ перед другими видами телевещания, кроме, простите за тавтологию, мобильности? По охвату аудитории ему не сравниться с эфирным и спутниковым телевидением, по качеству транслируемого сигнала (хотя бы по скорости передачи) – с кабельным и IPTV. Остаётся нишевый спрос, что достаточно ясно, если представить себя на месте пользователя такой услуги. Что может сформировать потребность смотреть ТВ в таком формате? Выпуск новостей или трансляция спортивных соревнований, когда стационарного телевидения нет под рукой, либо что угодно, то есть всё подряд, когда вы в дороге. Аудитория многих телепередач не пересекается с активной частью пользователей сотовой связи, у которых может быть спрос на мобильное ТВ, ну, а какой-либо фильм или очередную серию сериала может оказаться проще скачать в интернете. И это всё, не говоря о том, что значительная часть активных пользователей высоких технологий (сужу по своим знакомым) вообще уже телевизор не смотрит и не имеет дома такого прибора. Здесь мы касаемся глобального вопроса развития телевидения как такового и прогноза спроса на него. При всём моём скептицизме по отношению к этому направлению (сам, кроме новостей и прогноза погоды утром да чего-нибудь спортивного вечером, практически ничего не смотрю) понимаю, что ещё много лет телевидение никуда не денется, хоть в столице, хоть в крупных городах, хоть в масштабе всей страны. Но мобильное ТВ вижу услугой узкой, нишевой, во многом уступающей другим видам телевещания (хотя бы в том аспекте, что руки заняты, и либо пиво, либо закуску к нему держать нечем). Хорошо, пусть так. Но чего же раньше-то сотовые операторы так пестовали идею мобильного телевидения? «Это я потому вредный был, что у меня велосипеда не было…», – помнится, говаривал почтальон Печкин. Не было у сотовых компаний других перспектив зацепиться за ТВ-рынок. А теперь, когда (по-моему, я в каждом посте это повторяю) «Вымпелком» обзавёлся «Корбиной», а МТС – «Комстаром», у наших «федералов» есть IPTV. То есть речь уже идёт не о какой-то «нише», а о прямой конкуренции с эфирным ТВ, тем более в крупных городах. И я ожидаю, что в ближайшие годы нам это покажет обновлённый «Связьинвест». Слышали новость, что «Ростелеком» запустил в коммерческую эксплуатацию IPTV в Северо-Западном федеральном округе? Причём компания будет выступать как своего рода посредник между создателями ТВ-контента и провайдерами, работающими «на последней миле», то есть с населением. Казалось бы, зачем «Ростелекому» выходить на рынок, где его клиенты – мелкие операторы, а собственного доступа к конечным пользователям нет? Но представьте себе будущий «Ростелеком», когда нынешний магистральный оператор и все региональные «дочки» «Связьинвеста» сольются в одно целое: компания отрабатывает схему, в которой она станет единым поставщиком контента для всех МРК. А у «Связьинвеста» доступ к более чем 90% населения страны. Да, ещё многие мощности нуждаются в модернизации, чтобы была возможность предоставлять услуги ШПД и IPTV, поэтому решение этой задачи в масштабах страны пока выглядит фантастикой. Но, ей-богу, в крупных городах это может стать самым быстрым способом «цифровизации» нашего телевидения. И, как видно, ключевая роль может снова оказаться у госкомпании. А пока этого не произошло, крупнейшим сотовым операторам нужно укрепляться на данном рынке. И распыляться на «мелочь» вроде мобильного ТВ сейчас, по большому счёту, некогда.
Не до мобильного ТВ
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Операторам не стоит распыляться на «мелочи» вроде мобильного ТВ, когда в лице государственной компании подступает сильный конкурент
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...