Давид и Голиаф | Шведская семья
Из тридцати компаний, пожелавших приобрести марку Saab, руководство General Motors выбрало самую необычную. 18 августа американский автоконцерн, который владел шведским брендом около 20 лет, подписал соглашение о продаже 100% акций Saab производителю штучных спорткаров группе Koenigsegg. Отчасти это политическая сделка, отчасти авантюра – ведь спасение национального автопроизводителя доверили шведскому вундеркинду, который основал Koenigsegg в возрасте 22 лет, и норвежскому дизайнеру-миллионеру.

ДАВИД И ГОЛИАФ


В 1989 г. американцы приобрели 50% акций Saab за $600 млн, впоследствии выплатив так и не оглашенную сумму за оставшуюся половину компании в 2000 г. Сколько GM получит за убыточный бренд, в феврале 2009 г. оформивший процедуру банкротства для защиты от кредиторов, также не уточняется. Впрочем, это не так важно. Гораздо интереснее, как именно небольшая команда инвесторов, входящих в Koenigsegg Group AB, собирается вытащить из долговой ямы предприятие, способное производить более 100 000 машин в год и занимающее около 4 100 рабочих в своем штате. Для сравнения, Koenigsegg Automotive AB, специализирующаяся на выпуске суперкаров стоимостью около $1,2 млн, собирает не более 18 машин в год силами коллектива в 45 человек, а выручка за 2008 г. составила $13, 8 млн.
Ожидается, что 23,4% акций Saab отойдут основателю Koenigsegg Кристиану фон Кенигсеггу, 42,6% – компании Aplaaz AB, владельцем которой он также является, 11,8% получит Eker Grour AS норвежского миллионера Борда Экера, и еще 22% отойдут неизвестному пока инвестору. Последний вошел в сделку в самый последний момент, заменив инвестора Koenigsegg Марка Бишопа, который избавился от своей 22%-ной доли в шведском производителе спорткаров буквально за две недели до заключения соглашения с General Motors.

ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ


Однако важнейшей фигурой в акции по спасению Saab является все же правительство Швеции – то самое, которое в январе 2009 г. наотрез отказалось выделять национальному автопроизводителю дополнительную помощь или выкупать предприятие у американцев. Уже через месяц позиция властей немного смягчилась: в феврале 2009 г. Швеция пообещала предоставить госгарантии для займа в Европейском Инвестиционном банке инвестору, который решится выкупить Saab у General Motors. В июне 2009 г. шведский судья списал три четверти всего долга Saab – около $1,28 млрд, а в июле правительство Швеции одобрило госгарантии по кредиту на $600 млн для Koenigsegg. Но и на этом участие властей, по всей видимости, не закончится. При подписании сделки о продаже Saab представители Koenigsegg объявили, что компания нуждается в дополнительном финансировании для ее закрытия. За искомыми $413 млн шведы, скорее всего, вновь обратятся за помощью именно к государству.
На первых порах GM продолжит делиться с Saab технологиями, хотя предполагается, что в дальнейшем Koenigsegg будет развивать марку самостоятельно. Только смогут ли создатели штучных спорткаров самостоятельно обеспечить массовому бренду маркетинговую поддержку и расширить донельзя скромный модельный ряд, если с этими задачами за 20 лет не справилась всесильная General Motors? Сегодня у Saab всего пять моделей, все они построены на устаревшей базе Saab 9-3 и Saab 9-5 и нуждаются в скорейшей замене. Способны ли ее создать в кратчайшие сроки инженеры и дизайнеры Koenigsegg, которые готовили свой первый серийный автомобиль без малого 8 лет? Без поддержки на государственном уровне – навряд ли. Поэтому Кристиана Кенигсегга и Борда Экера можно поздравить дважды: они не только смогли получить легендарную автомобильную марку, которая обеспечивает крохотному нишевому производителю выход в массовый сегмент, но и заставили помогать себе в этом собственные власти – причем помимо их воли.