Американское правительство подарило гражданам $3 млрд. Их разобрали всего за три недели – таков феноменальный результат программы утилизации старых машин «Деньги за драндулеты» (Cash for clunkers). Эксперимент сопровождался невиданной потребительской активностью, паникой среди не успевающих оформлять сделки дилеров и ускорением заводских конвейеров, которые в течение еще долгого времени будут отрабатывать поступившие заказы. Подводя итоги акции, президент Обама сказал, что миллиарды были потрачены совсем не зря. В понедельник 24 августа в 8 часов вечера американские дилеры прекратят принимать заявки на новые автомобили по ваучерам программы «Деньги за драндулеты». Правительство США было вынуждено вновь преждевременно свернуть программу, поскольку очередные $2 млрд, выделенных на программу буквально две недели назад, опять подошли к концу. Власть недооценила аппетиты собственных граждан два раза подряд. В июне 2009 г. Барак Обама подписал приказ о выделении лишь $1 млрд, рассчитывая, что средств хватит на три месяца – с 1 августа до 1 ноября. Фонд был опустошен за первую же неделю, и владельцы «драндулетов» осаждали дилерские салоны еще с десяток дней, пока правительство не добавило в копилку программы еще $2 млрд, которые были разобраны с прежней жадностью. Программу действительно можно считать успешной: огромные стоки американских дилеров иссякли, а Ford и General Motors увеличили запланированные объемы производства на август. Схема утилизации официально стартовала 1 августа, а к 10 августа американцы уже использовали $1,03 млрд, приобретя 245 384 новых автомобиля. К 21 августа, по отчетам транспортного департамента правительства США, дилеры совершили 457 476 транзакций на сумму $1,91 млрд. Правда, самим дилерам пока перечислено смехотворные $140 млн, то есть, 7, 3 % от всех платежей за автомобили. Правительство США винит бюрократию и неверно заполненные бланки заявок, уверяя, что оставшиеся средства будут перечислены в самое ближайшее время. Но дилерам не до того: в ближайшие два выходных дня они готовятся отразить последнюю отчаянную атаку владельцев автомобильного антиквариата. Подобные меры по стимулированию спроса, будучи не менее щедрыми, чем в США, могли бы ощутимо помочь России, где только стоки «АвтоВАЗа» достигают нескольких десятков тысяч машин. В своем интервью директор департамента автомобилестроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов рассказал, что теоретически, при обсуждении программы по утилизации транспортных средств специалистами министерства рассматривался вариант по передаче суммы денег населению, но он не получил поддержки. В настоящее время Минпромторг занимается разработкой и согласованием похожей на американскую программы утилизации с различными ведомствами, но средства на эту программу все еще не выделены. Российские автопроизводители утверждают, что если программа не будет запущена в ближайшие три месяца, стимулировать спрос будет уже поздно.