«АвтоВАЗ» без рулевого

|

Профком и «перекосы» Председатель профкома ОАО «АвтоВАЗ» Николай Карагин подтвердил готовность искать общий язык с любым руководством всего за пару часов до официального объявления об отставке генерального директора предприятия Бориса Алешина. Главной задачей официального профсоюза завода остается предотвращение массовых увольнений, хотя его представители занимаются и столь неожиданными задачами, как анализ работы дилерской сети в регионах. «АВТОВАЗ» БЕЗ РУЛЕВОГО– Борис Алешин ушел в отставку. Готов ли профсоюз поддержать кандидатуру Виталия Вильчика, который вернулся на «АвтоВАЗ»?
– Я не готов это обсуждать и комментировать. И я думаю, никто не будет сейчас на эту тему разговаривать вообще. Что касается наших отношений с руководителями, мы выстраиваем их традиционно на конструктивной основе, путем диалога, обсуждения всех имеющих место проблем и нахождения решений, которые позволяли бы и работникам предприятия нормально себя чувствовать, и предприятию. – Вот и в «Единстве» говорят, что с Вильчиком было очень комфортно работать, что он хороший руководитель.
– Несколько лет назад, когда Вильчик был руководителем, точно так же его критиковали в пух и прах. Вот ребята из «Единства», когда была советская власть, коммунисты, они в пух и прах критиковали коммунистов, агитировали за Ельцина. Когда стал Ельцин, они стали в пух и прах критиковать Ельцина и говорить: «Мы с коммунистами». Сейчас они еще с кем-то. Когда же у руля стоял Вильчик Виталий Андреевич, они проводили очень серьезную работу против него. А мы стараемся, не обижая никого, находить компромиссы в любой ситуации. – Как вы считаете, объединение «КамАЗа» и ВАЗа действительно возможно?
– Не знаю. Это сложный вопрос, который, видимо, должен обсуждаться на собрании акционеров «АвтоВАЗа», на собрании акционеров «КамАза», и только в случае положительного решения акционеров могут пойти какие-то действия по объединению. – Не опасаетесь, что слияние повлечет за собой сокращения на «АвтоВАЗе»?
– Сложно сказать. Акционерами «АвтоВАЗа» является компания Renault, у них кроме легкового транспорта есть департамент коммерческого транспорта (автобусы, грузовички), есть отделение грузовиков. На «КамАЗе» в числе акционеров компания Daimler, у которой, в свою очередь, есть отделение коммерческого транспорта и грузовое отделение. Может быть, какой-то эффект будет, но это все надо обсуждать, анализировать, и только после этого принимать решение. Но такое решение может приниматься только акционерами. Это государство, Renault, «Тройка Диалог». Но есть еще акционеры миноритарные, мнение которых обязаны учитывать.– Ну, а плановые сокращения ВАЗу разве не угрожают?
– Сколько можно объяснять, что все меры, которые в этом году принимали, все решения, которые обсуждали и принимали, были направлены на то, чтобы не допустить массовых увольнений на заводе. Вот приказ № 310, который был подписан в июне этого года, вступает в силу с 1 сентября и действует до 28 февраля 2010 года. Он вводится для того, чтобы не допускать массовых увольнений. Что касается передачи объектов социального назначения в город или куда-то, эта работа продолжается, там же люди не теряют свои рабочие места. Они продолжают оставаться на своих рабочих местах. ПРОФКОМ И «ПЕРЕКОСЫ»– Как прошла ваша конференция 14 августа – после того, как в Тольятти состоялся митинг независимого профсоюза «Единство»?
– Полугодовая конференция в большей степени была информационная. Мы доложили людям и работникам завода о том, как исполнен коллективный договор в первом полугодии 2009 г. Был доклад и от администрации завода по своей части, был доклад и наш, от комитета профсоюза по своей части. В том числе мы высказали замечания по ходу реализации коллективного договора в ходе 1 полугодия 2009 г., и сделали предложения на вторую половину года. Все это было учтено. От нас было 12 человек делегатов, слово было дано каждому, кто подготовил выступление, никому не отказано. Ребята были свободны в своих мнениях, выражении своего отношения, никто никого не редактировал, не останавливал. Была и критика – понятно, что в этой ситуации без критики никак. Были и конструктивные предложения.– Какие предложения поддержали?
– Мы высказали предложения на предстоящий период для того, чтобы все-таки ситуацию стабилизировать и сделать ее более благоприятной. Там много предложений: это и улучшение качества, работа с поставщиками по качеству продукции, разработка новых моделей, модификаций автомобилей, разработка новых двигателей, в том числе и АКПП. Это снижение затрат – мы понимаем, что затраты необходимо держать на контроле. Предложений много, в том числе и по оптимизации продаж, по более агрессивной политике продаж наших автомобилей. Были предложения и с точки зрения доведения рекламы, информации, противодействия негативным различным публикациям, в которых упрекают «АвтоВАЗ». Мы же перед конференцией посылали три группы наших представителей на Юг, в южном направлении...– На отдых?
– Для проверки состояния в регионах! Хотели посмотреть, как идет реализация автомобилей. Потому что очень много слухов ходит, что автомобилей в регионах нет, покупатели есть, но не могут купить наши машины. Мы сформировали группы, они проехали в Южном направлении: Пенза, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград. В Восточном направлении мы посмотрели Уфу, Челябинск, Курган, Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Казань. И Центр, Запад – мы посмотрели Чебоксары, Йошкар-Олу, Киров, Вологду, Кострому, Владимир, Нижний Новгород, Саранск.– Именно представители профсоюза ездили с проверкой?
– Да, представители профсоюзной организации. – И каковы результаты?
– Ну, в целом ситуация сложная. Но те слухи, которые ходят, что, якобы, в регионах нет автомобилей, не подтвердились. Автомобили в регионах есть. Есть отдельные перекосы: каких-то, может быть, цветов не хватает. Но в целом автомобили в регионах есть. Понятно, почему та система продаж, которая организована сегодня, организована именно в таком виде: потому что существует риск падения продаж автомобилей и неполучения средств с продаж. То есть автомобили приезжают, но запросы на ПТС отправляются на завод. Конечно, это покупателя отпугивает. Плюс, нужны меры по оптимизации работы дилеров. Когда наши ребята вернулись, они сделали справку, которую озвучили, в том числе и на конференции, сделали свои предложения о том, как можно пытаться решать эту проблему.– Вы высказали свои предложения, а вице-президент по маркетингу и сбыту ушел в отставку. Рухнут ли теперь продажи автозавода?
– Ну, а почему вы думаете, что он ушел, и все сразу рухнуло? Все работает, и наши предложения учтены, сейчас идет их анализ. Ну, и кроме этого, после конференции всегда в рамках рабочей группы идет обсуждение тех предложений, которые высказали делегаты, и подготовка решений по этим предложениям.– Быть может, у вас есть и рекомендации по кандидатурам на пост руководителя по маркетингу и продажам?
– Дело в том, что право назначать того или иного человека руководителем имеют акционеры и совет директоров. По их поручению это может делать президент. Чтобы рекомендовать кандидатуру, надо больше иметь, наверное, информации. Но мы верим, что найдут достойного человека. – Какие же дела на повестке дня у профсоюза в ближайшее время?
– Вопрос о передаче детских садиков, Дворца спорта и спортивного комплекса «СЛОН» обсуждался довольно-таки долго. И до тех пор, пока не нашли возможность выделить городу финансовые средства, вопрос не решался. Как только деньги выделили, их забрали. Переговоры по другим объектам могут затянуться на какое-то время. Но тем не менее эти переговоры идут. Идут переговоры по передаче плавательного бассейна «Олимп», стадиона «Торпедо», стадиона «Спутник», медицинской части. Но при этом я хочу, чтобы все понимали, что при передаче объектов в муниципалитет или в федеральный фонд, или куда-то еще, люди, которые числятся на этих объектах, работу не теряют. Они остаются на своих рабочих местах. И оплата труда, и условия труда у них совершенно такие же, как были до этого. Меняется только работодатель.