
В самом начале Нового года хочется пожелать всем здоровья, счастья, успехов, исправления всех несправедливостей, которые мы не приемлем. Хочется обратиться прежде всего к коллегам-журналистам, и в большей степени – к женщинам, поскольку именно они в последнее десятилетие составляют абсолютное большинство выпускников журфаков России. На мой взгляд, именно гендерное неравенство продолжает относиться к числу самых пронзительных несправедливостей современного цивилизованного – как мы надеемся – общества. Поразительно, но в некоторых странах оно продолжает иметь почти официальный характер. В конце прошлого года вместе с коллегами мы посетили ряд университетов Нью-Йорка, где с удивлением обнаружили признаки гендернего раздела и среди студентов, и среди преподавателей. Женский колледж Барнарда при Колумбийском университете – интересное подтверждение этого. Многим практика раздельного обучения девушек и молодых людей сейчас кажется странной. И хотя исторически Барнард-колледж всегда был женским, до сих пор принимаются в него только девушки. Сегодня его задача – давать образование женщинам-лидерам, которые смогут возглавить фирмы, политические движения. В колледже есть некоторые курсы, связанные с литературой, журналистикой, но основная задача – воспитать женщин-лидеров, которое смогут применить знания, навыки, компетенции в любой сфере. Конечно, для факультета журналистики стало весьма лестным предложение Барнард-колледжа установить с ним сотрудничество и отправлять туда наших девушек-студенток учиться. При нашем гендерном дисбалансе на факультете – 85% девушек, – выбрать достойных девушек будет несложно :-) Однако впечатления навели на определенные размышления. Воспитание женщин-лидеров политики, бизнеса, образования – для любого общества непростая задача, особенно, учитывая национальные традиции разных стран, а также историю «женского» вопроса. Для современных США эта задача совершенно не праздная, потому что даже сегодня гендерное неравенство заметно во многих сферах. Так, на университетском уровне американские женщины-профессора официально получают зарплату ниже, чем профессора-мужчины по причине гендерных различий. Во многих университетах стремятся эту практику преодолеть, но все же есть университеты, особенно провинциальные, где эта проблема существует. Своеобразным отражением этой проблемы сегодня становится проблема харрасмента – домогательств, главным образом сексуальных, на рабочем месте. Эта проблема сейчас стоит очень остро, поэтому многие женщины в США ведут себя подчеркнуто независимо, например, не позволяют мужчинам подавать им пальто, отказываются принять руку мужчин при выходе из транспорта, демонстрируя абсолютное равенство с мужчинами. Поразительно, что стремление к гендерному равенству в европейских университетах, особенно в странах Северной Европы, приводит к противоположным результатам. Зачастую мужчина, претендующий на должность профессора и имеющий достаточные компетенции, скорее всего, не получит должность, если в числе его конкурентов – разведенная женщина или мать-одиночка, которой отойдет должность в рамках политики «гендерной корректности». Увидев «неожиданный» поворот гендерных отношений в американских университетах, нам все-таки хочется оптимистичнее смотреть на ситуацию в российских университетах, убеждаясь, что в России было сделано уже довольно много в сфере гендерного равенства. Тема гендерного равенства и в новом году не потеряет актуальность, еще и потому, что в журналистику приходит все больше женщин.