о смене руководства на «АвтоВАЗе»:
Временным «хозяином» на «АтоВАЗе» после Владимира Каданникова является Сергей Чемезов. Именно ему передали управление «АвтоВАЗом» в августе 2005 года. К сожалению, потом ему передали в управление еще порядка 400 – 450 предприятий на территории России. Эффективно управлять таким количеством компаний не в состоянии ни один человек, будь он даже супергениальным управленцем. Тасовка управленческой колоды, которая происходит в Тольятти на протяжение последних четырех лет, обусловлена именно этим фактором. Пока на «АвтоВАЗе» не появится реальный эффективный собственник, который будет думать не только о сегодняшнем дне, но и том, каким будет завод и город Тольятти лет через десять-двадцать, кадровая «чехарда» будет продолжаться.
Поэтому сейчас не так уже и важно, чья «масть ляжет» – Комарова, Когогина или Вильчика. В любом случае это очередные временщики на 1 – 2 года, или еще меньший срок.
Согласно данным консолидированной отчетности ОАО «АвтоВАЗ» за второй квартал 2009 г., кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 30.06.09 г. достигла 93,39 млрд руб. В том числе почти 90% задолженности (82,26 млрд руб.) имеет срок платежа до 1 года. На 1 июля текущего года поставщикам и подрядчикам Волжский автозавод был должен 24,69 млрд руб., в том числе 5,36 млрд руб. – это «просрочка». Задолженность перед банками и другими кредитными организациями составляла 32,7 млрд руб. А также на 20,2 млрд руб. автозаводом были размещены различные займы, в том числе облигационные (4,96 млрд руб.).
Годом ранее кредиторская задолженность «АвтоВАЗа» была в полтора раза меньше текущей – 61,56 млрд руб. В то же время дебиторская задолженность осталась фактически на прошлогоднем уровне – 10,44 млрд руб. на 30.06.09 г., против 10,53 млрд руб. на 30.06.08 г. За истекший календарный год «АвтоВАЗ» очень сильно увеличил объем заемных средств в виде краткосрочных кредитов и займов. Так объем полученных кредитов вырос в пять с лишним раз (с 6,14 млрд руб. до 32,82 млрд руб.), а объем займов – в два с лишним раза (с 9,32 млрд руб. до 20,18 млрд руб.). Причем займы, практически на 100% перешли в разряд краткосрочных, до 1 года.
То есть, проще говоря, «АвтоВАЗ» должен 93 млрд руб., а ему – 10 млрд руб. Оборотные активы у завода 36 млрд руб. То есть на «АвтоВАЗе» сейчас «финансовая дыра» почти в 50 млрд руб. Кто ее будет латать из собственников: «Ростехнологии», «Тройка-Диалог» или Renault? Карлос Гон пару меясцев назад публично отстранился от проблем завода. В интервью «За рулем» он сказал буквально следующее:
«Как и в ситуации с «Ниссаном», «Рено» является акционером – в данном случае «АвтоВАЗа», но ответственность за успех компании несет ее директор – господин Алешин. Мы его всячески поддерживаем, подсказываем необходимые ориентиры, называем отправные точки, но никто не может его заменить, как никто не мог заменить меня, когда я возглавлял «Ниссан». Если случится успех, это будет его успех, а если провал – его провал. Самое опасное – назначив управленца, вмешиваться в его решения. И здесь, будучи миноритарным акционером, мы не отходим от такого принципа. Не забудем: у нас только 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». У нас коллективная ответственность, и распределяется она так: основное ее бремя несет исполнительный директор, затем – крупные акционеры и лишь потом миноритарные акционеры, то есть мы...».
Вот он и наступил провал.
Так вот, к вопросу о финансах. Нынешняя кредитная нагрузка для «АвтоВАЗа» просто непомерная. Фактически завод сейчас работает только на банки и прочих заемщиков. Причем работает с отрицательной рентабельностью, ежеквартально фиксируя убытки по 6 ­– 7 млрд руб. Одних только процентов за первые 6 месяцев текущего года завод выплатил на 3,24 млрд руб., что в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,04 млрд руб.). По моему мнению без дальнейшей финансовой поддержки со стороны государства вести текущую деятельность предприятие вновь неспособно, через пару – тройку месяцев завод снова попросит 25 – 30 млрд руб. госпомощи. Иначе «каюк» и ВАЗу и Тольятти.
Дадут ли?
В рамках одного «АвтоВАЗа» – навряд-ли, общественное мнение сильно будет против. А вот в рамках нового национального автомобильного холдинга «ВАЗ – КАМАЗ – кто там еще», может даже с новым названием типа «Росавтопром», а может быть даже к тому времени и в рамках Нацпроекта по поддержке российского автопрома – вполне возможно. Думаю, что именно для этого и будет создаваться холдинг.