Не так давно медиамагнат Руперт Мердок вступил в борьбу с Google, которая, не являясь производителем контента, предоставляет к нему бесплатный доступ. Мол, а как же журналистский труд, который стоит денег? Я как журналист был в чем-то солидарен с доводами Мердока (хоть и не верил, что с бесплатным распространением информации сейчас можно успешно бороться). Теперь, с моей точки зрения, Google ответил асимметрично, но сверхубедительно. И настоящим лидером мировой медиаиндустрии с 13 января 2010 года можно считать не News Corp. Мердока, а именно Google. Компания Сергея Брина и Ларри Пейджаобъявила (а вот здесь – русский перевод), что перестанет цензурировать результаты поиска на сайте google.cn, потому что в середине декабря была вынуждена противостоять атаке из Китая, направленной на получение доступа к почте китайских правозащитников и диссидентов. В Google понимают, что этот шаг может привести к закрытию китайского бизнеса компании. И чего может стоить акционерам потеря такого рынка. Но решение принято и оглашено. И это такое решение, которое сделало бы честь любой новостной организации – и которое почти любая бизнес-организация сочла бы для себя неприемлемым. В прошлогоднем интервью Fox News Мердок объяснял, почему. Ему задали вопрос, не нарушают ли американские компании вроде Dell и HP бизнес-этику, соглашаясь на предустановку на продаваемые в Китае компьютеры программ, блокирующих некоторые сайты, и Мердок ответил: «Нельзя ожидать от великих компаний... что они скажут: не будем, мол продавать компьютеры в Китае. Он слишком большой». Бизнес-логика понятна, и сам Мердок в 1994 году согласился выкинуть неприятное китайским коммунистам BBC из пакета своей спутниковой платформы Star, работающей в Китае, а потом, пишет биограф магната Уильям Шоукросс, даже вложил $4 млн в создание сайта пропагандистской газеты People's Daily. Google тоже действовал в этой логике. В 2006 году, чтобы не отдавать огромный китайский рынок поиска местной Baidu, компания согласилась создать сайт google.cn, на котором поисковая выдача фильтровалась в угоду властям. Наглядный пример этой цензуры тут же представил блог Searchenginewatch: по запросу Tiananmen «локализованный» Google и сейчас выдает «лакированные», открыточные картинки, а «глобальный» – гораздо более жесткие. Пожалуй, этот идеологический фильтр был главным отступлением от декларированного принципа Google – «Don't Be Evil». И моей главной проблемой с этой компанией, сервисы которой Slon.ru широко использует в работе своей безофисной редакции. И вот, компания все взвесила и сделала то, на что не отважился бы больше никто из рыночных игроков сравнимого масштаба. Ничего удивительного, что акции Google после ее объявления заметно упали, а Baidu – выросли. Ура, Google! Моральная победа IT-компании на чужом, казалось бы, медийном поле будет полной, если китайские власти позволят Google продолжать работу уже без всяких фильтров. Но даже если этого не случится, поисковик рано или поздно вернется в Поднебесную. Режимы приходят и уходят – да и деньги тоже, – а правильные принципы остаются и в итоге, я уверен, побеждают.
Google отрекся от зла
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Решение не цензурировать результаты поиска в Китае делает компанию лидером медиаотрасли
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...