Безоблачный «АвтоВАЗ» | Президентом может стать любой
Карьера Сергея Астапова в главном автопредприятии страны была головокружительной. В 1991 г. он начал работать инженером в компании «АвтоЛада», но всего через четыре года получил пост генерального представителя «АвтоВАЗа» в странах Среднего Востока и Персидского залива. После семи лет на этой должности – новый карьерный скачок, уже в отделе развития сервисно-сбытовой сети «АвтоВАЗа», возглавлять который он стал к 2004 г. В феврале 2009 г. наш собеседник занял пост вице-президента «АвтоВАЗа» по продажам и послепродажному обслуживанию.
Сегодня Сергей Астапов исполняет обязанности ушедшего в отставку вице-президента по маркетингу и продажам Алексея Криворучко. В краткой беседе с корреспондентом Slon.ru на автосалоне «Интеравто-2009» он рассказал о том, как руководство автозавода видит сложившуюся ситуацию. По словам Астапова, топ-менеджмент «АвтоВАЗа» планирует перевыполнить ранее оглашенный план по выпуску и продаже автомобилей в 2009 г. Более того, на заводе не признают проблем с поставками автомобилей в регионы, недостатка в комплектациях и запчастях вице-президент «АвтоВАЗа» тоже не признает. На вопрос о том, как нашему собеседнику предложили заменить вице-президента Алексей Криворучко, Сергей ответил коротко: «Мне сказали – вкалывай».
БЕЗОБЛАЧНЫЙ «АВТОВАЗ»– Сергей Викторович, что сегодня все-таки происходит в регионах? Дилеры рассказывают, что с запчастями проблемы, сервис низкомаржинальный. Вы в должности вице-президента по продажам недавно, что собираетесь делать?
– Я на заводе с 1991 года, прошел все ступеньки от инженера. О каких дилерах идет речь?– Например, «Автомир». Мол, невыгодно заниматься сервисом вазовских автомобилей, хотя продажи еще как-то идут.
– «Автомир» – фирма, которая по «АвтоВАЗу» не имеет регионального покрытия, они занимаются иномарками по регионам. «Автомир» с нашими машинами присутствует только в городе-герое Москве. Поэтому говорить, что недовольны дилеры регионов – некорректно. Недоволен «Автомир»? Это, в принципе, может быть обоснованно, потому что у нас нормо-час, понятно, меньше, чем на иномарках. Представляя несколько брендов, и сравнивая нормо-час у тех, с кем они работают, им кажется, что наш нормо-час чуть-чуть ниже, и зарабатывать становится немного сложнее.По запасным частям я вообще о таких проблемах не слышал. У нас на сегодняшний день присутствуют как плановые отгрузки запчастей, так и срочные отгрузки запчастей, то есть, такой проблемы вообще не существует. Это раз. Касательно постгарантийного обслуживания, обеспечения поддержки «АвтоВАЗа»: на сегодняшний день и такой проблемы нет. Мало того, я могу сказать, что с «Автомиром» я не разговаривал, но если бы знал, то мог бы с ними переговорить, понять, что их не устраивает. А разговаривал с другими, и могу сказать то, что все отмечают: «АвтоВАЗ» в этом плане за последние два – три года намного продвинулся. Мало того, завод обгоняет ближайших конкурентов, стоит на две головы выше их. И это правда. Нет ни у кого на сегодняшний день четкой и оперативной работы по постгарантийному обслуживанию – это без красного словца. Ernst & Young в 2008 г. сделали независимое исследование, и по разным факторам «АвтоВАЗ» занимал хорошие места – от первого до четвертого – в том числе и по постгарантийному обслуживанию. Обгонял серьезные бренды. Это было независимое исследование, его никто не заказывал, мы были приятно удивлены, что такие факты есть.– Однако ведь есть проблемы с комплектациями, цветами?
– Кто вам это сказал?– Например, профсоюзные деятели.
– Да перестаньте. Это уже выдумка, в самом деле. Карагин отправлял три группы, которые проехались по центрам 25 – 30 регионов и на конференции отчитались: все это брехня, в том числе и на Slon.ru. На самом деле, у дилеров есть полный набор автомобилей нормальных комплектаций, нормальных цветов. Работают они нормально, все понимают ситуацию. Карагин, еще раз говорю, отправлял специально своих ребят, как независимый аудит от профсоюза, и они проехались по совершенно разным маршрутам.– Как сегодня обстоит ситуация со стоками? Два месяца назад называли цифры 80 000 – 90 000 автомобилей. Что изменилось?
– Месяц назад была цифра 86 000 автомобилей. На текущий момент – 62 400 машин. – Это автомобили 2008 г. или 2009 г.?
– Практически все автомобили 2008 г. Волжский автозавод продал. Это автомобили 2009 года, конечно.– Как вы будете продавать такие огромные стоки?
– Это не слишком большая цифра, скорее технологический склад. У нас сток в 60 000 машин – абсолютно нормальный запас. Поэтому мы их успешно продаем. Ведь 60 000 – это не значит, что все эти машины стоят в одном месте.– Тем не менее, «АвтоВАЗ» сократил производство как раз из-за увеличения стоков, не так ли?
– Конечно. 86 000 машин – это было уже больше, чем нормальный технологический запас. Сейчас сток будет порядка 55 000 машин, а до конца месяца продажи еще идут. Соответственно, мы получим нормальный технологический запас, и выйдем опять на план производства. – Вы уже корректировали объем производства и продаж до конца 2009 г.? Какие сегодня прогнозы?
– Пока не было корректировок. То есть, старый план остается в силе. Прогноз я не готов озвучить, потому что у нас на следующей неделе будет проходить заседание правления, на котором мы окончательно по полугодию определимся с цифрами, поэтому не хочу забегать [вперед] раньше времени.– Верно ли, что объем производства составит порядка 330 000 автомобилей по итогам 2009 г.?
– Больше.– Больше?
– Конечно.– Сколько? Изначально «АвтоВАЗ» собирался выпустить 640 000 машин, затем 330 000 автомобилей, не так ли?
– Объем производства будет больше. Объем продаж будет больше, чем озвучено до того. Но я не хочу озвучивать цифры, пока они не подтверждены решением правления.ПРЕЗИДЕНТОМ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ– Вы коренной тольяттинец?
– Да.– Как вы оцениваете ситуацию в городе после снятия Бориса Алешина?
– Алешина еще не сняли.– Он объявил о намерении уйти, «АвтоВАЗ» официально это подтвердил.
– Ну, объявить о намерении – это хорошо. На самом деле отставку президента и любого топ-менеджера принимает совет директоров, а он состоится, насколько я понимаю, дней через десять. – Как вы думаете, кто станет новым президентом завода? Комаров? Говорят, и Вильчика могут назначить.
– Тяжелый случай. Не готов комментировать.– Виталий Вильчик может стать президентом?
– Любой может стать президентом.– А у Вильчика какие шансы?
– У всех шансы равны. На эту тему я не готов говорить.– Когда вы ожидаете назначения на пост вместо Алексея Криворучко?
– Пока я исполняю обязанности. Я и так вице-президент, но по послепродажному обслуживанию.– Это принципиально разные направления, не так ли? Маркетинг и продажи, и послепродажное обслуживание?
– Я не занимался внешними рынками. Есть еще два подразделения, которые подчинялись Криворучко, я их не курировал. – Можно ожидать, что вас назначат вместо него? Вам предложение уже сделали?
– Какое предложение? Мне сказали: вкалывай. Я вкалываю. – Кто-то ведь должен прийти на его место? Логично, если это будете вы.
– Если сейчас будут изменяться конфигурация, наверное, тогда и будут какие-то конкретные разговоры. – Что будет с ценами до конца года? Будут они меняться?
– Пока не планируем.