Уходящий год хотя и пошатнул финансовое состояние российских бизнесменов, но все-таки стоил им малой крови: ни одного крупного банкротства так и не случилось, а смена собственника многим предприятиям, дай бог, пойдет на пользу. Только вот поздравлять соотечественников с восстановлением потрепанной экономики пока рано. И не только из-за хрупкости наметившегося исцеления. От кризиса, каким бы тяжелым испытанием он ни казался, ждали гораздо большего. Во-первых, очищения от избыточных, дублирующих производств, надутых бюджетов и цен, а, во-вторых, полета творческой мысли. Первое выполнено лишь отчасти, а второго, похоже, так и не случилось. Что в общем-то неудивительно: банкиры сосредоточились на выбивании просроченных долгов, а промышленники – на сокращении затрат в условиях резкого падения спроса на их продукцию. Да и с новыми идеями как-то тяжеловато. Немногочисленные проекты, запущенные уже в новых, послекризисных условиях, ограничиваются традиционным набором: дешевое жилье, подержанные автомобили, недорогая одежда и продукты питания, ну, и немного развлечений, чтоб уж совсем не закиснуть. Грустно. Ведь в 1998–1999 годах, после другого памятного кризиса, российский бизнес так и фонтанировал свежими идеями. Газета «Ведомости», пиво и рестораны «Тинькофф», молочная продукция под маркой «Домик в деревне» – среди самых громких проектов прошлого десятилетия. Конечно, тогда все было по-другому. Обвал рубля, с одной стороны, опустошил карманы предпринимателей, но с другой, предоставил им прекрасную возможность выйти на рынок с импортозамещающей продукцией. На этот раз отечественная валюта почти не пострадала. Отсюда, похоже, и такой скудный результат. Так что приходится выбирать: либо плавная девальвация и вялотекущее выздоровление, либо резкое обесценивание отечественной валюты и бурный рост новых производств. На пустой желудок мозги, видимо, работают живее. Ну, а может, дело не только в этом, и безынициативность российских бизнесменов – всего лишь затишье перед бурей, а в этом году нас ждет одно большое экономическое чудо?