Новый год опять запомнится россиянам традиционным повышением тарифов на услуги ЖКХ. С 1 января, например, в среднем по стране рост тарифов на электроэнергию для населения составил 10% (годом ранее – +25%). К такому подорожанию граждане страны уже привыкли, как к неизбежному стихийному явлению, вроде снега. Однако в одном из закоулков царства снега люди привыкли жить по-другому, не как остальные их сограждане: в 2010 году Эвенкия стала единственной территорией РФ, где тарифы на электроэнергию снижены на 5%. Интересно, что на остальной территории Красноярского края, частью которого после административной реформы Эвенкия стала со статусом всего лишь «автономного района», тарифы на электроэнергию вырастут на 15%. Еще одним интересным фактом является то, что в Эвенкии ее жители платят за 1 кВт/ч всего 87 копеек при ее себестоимости в 20 (!) рублей. На компенсации разницы в 2010 году Эвенкии будет выделен 1 млрд рублей. Вообще нетрудно заметить, в последние лет 5–7 северные, или как их принято называть, «коренные малочисленные народы», живут по другим экономическим законам, чем граждане России, отнесенные по методу от обратного к «некоренным народам».
Прошлый год был особенно богат на события для российских «аборигенов»: тогда, в частности, произошло событие, не замеченное центральными СМИутверждение 28 августа правительством РФ «концепции, предусматривающей развитие и модернизацию традиционно-хозяйственной деятельности жителей северных территорий страны». На федеральном уровне всерьез заговорили о развитии сети факторий и определили порядок наделения этим статусом предприятий и юридических лиц. Правда, надо напомнить, что новый юридический статус предприятий «фактория» в ряде регионов появился еще в начале 2000-х – например, в Ямало-Ненецком округе и Якутии. Фактически, федеральное правительство в прошлом году вернулось к практике советского правительства 1920–1930-х гг., когда именно фактории были главным экономическим субъектом на территориях, населенных «аборигенами» (фактория – от лат. factoria, «торговая контора и поселение европейских купцов в колониальных странах»). И сегодня фактории призваны, как подчеркивают в «Ассамблее коренных малочисленных народов Севера», «развивать различные виды традиционной деятельности аборигенов, так как в них будут формироваться заготовительные пункты, базы, обеспечивающие жителей стойбищ предметами первой необходимости и средствами для хозяйственной деятельности. Они также будут осуществлять содействие в решении трудовых, медицинских и образовательных проблем, способствовать культурно-массовой, информационной и иной работе». Разумеется, все это будет происходить за счет бюджетов всех уровней (включая федеральный). Самый наглядный, осязаемый пример работы таких факторий, например, на Ямале: в них «аборигену» платят за 1 кг сданной оленины 150 рублей, а вне фактории – 46 рублей. Коренные малочисленные народы в России пользуются множеством и других льгот, не предусмотренных для остальных «пришлых» россиян. Например, в прошлом году губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев внес в Законодательное Собрание области законопроект, разрешающий вепсам бесплатную заготовку древесины для собственных нужд (то есть не только для отопления, но и строительства). Такое право для коренных малочисленных народов предусмотрено Лесным Кодексом России, но должно быть закреплено законами субъектов РФ, и именно в прошлом году эти самые субъекты принялись спешно реализовывать такое право «аборигенов». По «мелочам» в прошлом году коренным малочисленным народам тоже досталось. Где-то, как в Красноярском крае, утвердили «порядок социальных выплат за изъятие волка из естественной среды обитания» (10 000 руб. за волчицу, 9 000 руб. за волка, 5 000 руб. за волчонка); о том, заплатят ли за «изъятого» волка некоренному гражданину, в этом порядке ничего не говорится. Где-то, как в Якутии, начали рассматривать законопроект «о наделении особыми правами представителей коренных малочисленных народов Севера по использованию и обороту бивней мамонта. Коренные северяне получат право проводить сбор с поверхности бивней мамонта на закрепленных за ними участках традиционного природопользования». Разумеется, подобные и даже в большем объеме льготы, дотации, прямые выплаты имеют аборигены во всех странах, где власть, скажем политкорректно, в силу ряда причин принадлежит выходцам из Европы. Индейцы в США, эскимосы в Канаде, австралийские аборигены – до них российским вепсам или эвенкам в этом отношении еще очень далеко. Однако Россия, пожалуй, единственная среди перечисленных государств, где коренное население либо просит законодательно включить их в число «аборигенов», либо старательно пытается восстановить утраченный столетиями ранее такой статус. Причина – все тот же пресловутый экономический фактор, когда «колонизатору» труднее жить в стране, чем «колонизируемому». Один из самых характерных таких примеров – идущая уже третий год борьба архангельских поморов, чью этническую основу составляют славяне, за включение их в список малых коренных народов. Причиной этому стали новые правила рыболовства, вступившие в силу 19 июня 2007 года, по которым поморам было запрещено традиционное рыболовство (это отдельный вид рыболовства, который разрешен всем коренным народностям Севера). Еще больше усугубляет проблему, что живущие столетиями бок о бок, ведущую ту же традиционную хозяйственную деятельность ненцы (кроме рыболовства это оленеводство и охота) как «аборигены» получают от Центра большие субвенции, а поморы ее вовсе лишены. Доходит даже до того, что поморы готовы отказаться от своего самоназвания и называться «чудью». Похожую борьбу ведут вепсы и карелы Тверской области: прежде русские по самоидентификации люди вдруг вспомнили, что в начале XVII века они были завезены откуда-то из Ингерманландии. Правда, в данном случае, в отличие от поморов, у них есть мощная лоббистская структура – Конгресс финно-угорских народов. Облегчить борьбу прежде русских людей за свои вновь обретенные этнические корни «аборигенов» может недавнее высказывание уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова: «Главной особенностью КМНС (коренных малочисленных народов Севера – П.П.) является то, что в отличие от всех остальных национальностей, они живут на том ландшафте, где родились, а не мигрируют по территориям за личной прибылью». Еще осталось только выяснить, сколько лет надо прожить на одном месте, чтобы тебя признали «аборигеном».