Стажер из старой команды Главным событием автосалона «Интеравто-2009» должно было стать официальное объявление о создании нового государственного холдинга, в который бы вошли «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и ЯМЗ «Автодизель». Ждали его напрасно. Потенциальные руководители автоальянса постарались избежать любых контактов с прессой: глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов выставку проигнорировал, отправившись в очередную командировку. Не приехал и ранее заявленный Борис Алешин, который продолжает оставаться президентом «АвтоВАЗа» вплоть до очередного совета директоров завода. Холдинг «Росавто» до поры остался слухом, но пользу уже принес – оттянул на себя внимание от событий, которые происходят на самом деле. Речь идет, конечно, о новой кадровой ротации на «АвтоВАЗе».ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ГОДНОСТИ Отдуваться за отсутствующих коллег по цеху пришлось гендиректору «КамАЗа» Сергею Когогину, которого собравшиеся на автосалоне и атаковали вопросами о возможном слиянии. Гендиректор «КамАЗа» собрал приватную конференцию, где вымученно объявил, что он не отказывается от идеи возглавить холдинг «Ростехнологий», если «Росавто» будет создан, однако конкретных предложений ему пока никто не делал. Представители «Группы ГАЗ», которой принадлежит «Автодизель», также открестилась от переговоров с Чемезовым. Стало очевидно, что хотя тема и обсуждается активно в кулуарах, четкой концепции холдинга до сих пор не существует. Впрочем, даже сама идея «Росавто» далеко не нова. Сергей Чемезов предлагает объединить автогиганты отнюдь не первый год, и ему придется защищать эту концепцию перед правительством – если, конечно, проект не будет в очередной раз отложен и забыт до лучших времен. Зато отставку Бориса Алешина ждали давно. Слухи о том, что Алешин готовится покинуть автозавод, ходили весь 2009 г. Огромные убытки «АвтоВАЗа» почти в 25 млрд руб. за 2008 г. и 14 млрд руб. чистого убытка за первое полугодие 2009 г. превратили рассуждения в уверенность. Очередным свидетельством бедственного положения на «АвтоВАЗе» недавно стало отступление французских управленцев, а затем и операционных менеджеров, верных соратников Бориса Алешина, пришедших с ним на завод в 2006 г. Свою роль сыграла и публичная критика премьер-министра Владимира Путина, который проявил недовольство результатами работы «Ростехнологий» и лично Сергея Чемезова. Претензии сложно назвать необоснованными, ведь антикризисная программа, разработанная на заводе и впервые представленная российским властям лишь в марте 2009 г., оказалась малоэффективной. Не появились и новые модели «АвтоВАЗа» – бюджетные автомобили, минивэны и кроссоверы, которые рынку обещал сам Борис Алешин. Ждать новых моделей от Волжского автозавода, действительно, не приходится – на 30 июня 2009 г. кредиторская задолженность предприятия составила 93,39 млрд руб., из них около 80 млрд руб. необходимо выплатить в течение года. Поставщикам и подрядчикам завод должен около 30 млрд руб. Проще всего эта проблема решалась отставкой команды Бориса Алешина, и собственники «АвтоВАЗа» не разочаровали. Теперь у завода будет новая команда управленцев, новое время на «раскачку», новые обещания. Поэтому выход Бориса Алешина из отпуска, в котором он провел последний месяц, был чистой формальностью. Его отставку решили оформить «в рамках приличий», с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Решение об отставке было согласовано с Сергеем Чемезовым еще 15 августа в Челябинске, на юбилее одного из заводов «Ростехнологий». Там же был оговорен и размер «золотого парашюта». По информации источников Slon.ru, выходное пособие уходящему гендиректору составит 50 – 70 млн руб. Впрочем, время Алешина на заводе уже и так истекало: его контракт с «АвтоВАЗом» заканчивался в октябре 2009 г. Судя по финансовым успехам предприятия, продлевать этот контракт никто не собирался.СТАЖЕР ИЗ СТАРОЙ КОМАНДЫ Перспектива очередной смены власти на градообразующем предприятии повергла жителей Тольятти в уныние. Еще три дня назад по городу ходили самые немыслимые слухи о возможных преемниках Алешина. Основными претендентами, впрочем, оставались исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров и гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин. Третьим, «народным» кандидатом на пост президента называли даже Виталия Вильчика, который спустя всего пару недель после ухода на заслуженную пенсию в июне 2009 г. вернулся на завод в весьма странной «временной» должности «исполняющего обязанности вице-президента по производству». Сотрудники предприятия в Вильчика верят. В конце концов, он производственник с почти сорокалетним стажем, фактически единственный управленец, способный сохранить завод в рабочем состоянии, пока собственники обдумывают дальнейшую судьбу предприятия. Говорят, Вильчика приглашал в Москву сам Сергей Чемезов, который уговорил-таки пенсионера вновь вернуться на завод, несмотря на тот факт, что Виталий Андреевич уже покидал «АвтоВАЗ» в 2005 г., когда предприятие перешло к команде «Рособоронэкспорта». В первый день работы «Интеравто-2009», однако, в выборе нового главы «АвтоВАЗа» уже никто не сомневался. Им должен стать Игорь Комаров, поздравлять которого на заводе принялись чуть ли не раньше, чем «АвтоВАЗ» официально объявил об отставке Бориса Алешина. Впрочем, Игоря Комарова воспринимают лишь как вр.и.о. Перед менеджером стоит нелегкая задача освободить завод от долгов, но не более того. На предприятии рассказывают, что команда Комарова (а это, например, Олег Лобанов и Григорий Хворостянов) остается на «АвтоВАЗе» без большого энтузиазма: они были бы не прочь покинуть проект вместе с Алешиным. Дело в том, что в сентябре 2009 г. должна завершиться проверка завода Счетной палатой РФ, расследующей нецелевое использование государственных средств, выделенных на поддержку завода. Генпрокуратура уже работает на заводе и, вероятнее всего, вскоре выскажет первые претензии к руководителям завода. Разбираться с ними придется именно Комарову. На случай, если новый генеральный директор не справится с этой задачей, власти и подготовили «запасной аэродром» с «Росавто». Правительственное совещание, посвященное перспективам российского автопрома, состоится как раз в середине сентября 2009 г. На нем и должен быть рассмотрен проект альянса «АвтоВАЗа», «КамАЗа», «Автодизеля» – удобный повод для прихода на завод совершенно новой команды. Однако, о полноценном слиянии речь вряд ли зайдет: для этого потребовался бы слишком серьезный пересмотр базы поставщиков, новая концепция модельного ряда, производства двигателей. Поэтому биржевые игроки пока склонны считать слухи о «Росавто» спекулятивными. Ведь как только в СМИ появилась информация о возможном объединении российских автогигантов, стоимость акций «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» резко возросла.
Менеджерская карусель «АвтоВАЗа»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Алешину – «золотой парашют», его преемнику – долги
|
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...