На второй профессиональной конференции Российских атомобильных дилеров «Росавтодилер-2009»:
Что хорошего у нас сейчас в США происходит? Это хороший пример для всех – обновление автопарка после 15 месяцев очень тяжелой жизни для автодилеров, когда на 32% упали продажи. Возможно, самое печальное, что произошло за последние полгода – мы потеряли более 2000 дилеров, которым пришлось закрыться. Прежде всего, из-за того, что случилось с компаниями GM и Chrysler.
В 2008 г. в США продавались более 15 млн машин. Учитывая программу обновления автопарка и текущую ситуацию, мы ожидаем, что август окажется самым удачным месяцем, и годовые продажи в 2009 г. будут около 14 млн. Еще в июле 2009 г. продажи были не на высоте. Зато в августе 2008 г. они зашкаливали за 1,2 млн автомобилей.
Весьма примечательно, что Honda, Kia и Ford смогли в такой нелегкой ситуации удержать свою долю на рынке. Ford удалось даже повысить свои продажи, по крайней мере, продавать больше, чем другие концерны из-за банкротства General Motors и Chrysler. Honda и Kia взяли рынок благодаря прекрасным автомобилям, которые хорошо подходят для условий Северной Америки.
У дилеров в США было две основные проблемы: прежде всего, с получением кредитов, потребительских кредитов. Вторая проблема – банки перестали заниматься оптовым кредитованием, и в нашей ассоциации NADA мы уделяем особое внимание помощи автодилерам, которые пытаются получить автокредиты.
Как же нам удалось выжить? Прежде всего, помогли деньги капитала, вложения в бизнес помогли выстоять, выдержать и финансировать существование. Ну и оптимизация затрат по полной программе: сокращение зарплат, расходов и так далее. Эти меры мы ввели с октября 2008 г., и они возымели свое действие. Пожалуй, нас отличает от автодилеров других стран то, что долгие годы мы делали акцент на доход от сервиса, послепродажного обслуживания. Этот факт тоже мог помочь выстоять в тяжелые времена.
Что еще помогло выстоять в период кризиса? По нашим оценкам, у половины наших дилеров было несколько франшиз, и если с какой-то франшизой происходило несчастье – с марками GM или Chrysler – другие помогали выжить. Есть и еще одно преимущество, которым пользуются автодилеры в США, и я надеюсь, что у нас оно останется и в ближайшие годы. Очень низкие кредитные ставки помогают дилерам выплачивать кредиты и оптовые кредиты. Кроме того, когда в 2008 г. была очень проблемная ситуация с продажами новых авто, продажи подержанных автомобилей выросли, и это помогло дилерам выжить. Повторюсь: очень важно делать акцент на послепродажном обслуживании и продаже запчастей.
Жизнь налаживается только теперь. У нас была целая череда неприятностей. Все началось в мае 2008 г. из-за резкого роста цен на сырую нефть. Как следствие, снизились продажи автомобилей, которые потребляют много топлива: внедорожники, грузовые автомобили. Ну, а в сентябре разразился финансовый кризис, и не только у нас. Последней каплей в этом параде несчастий стало банкротство Chrysler и General Motors.
Вот, например, что случилось с компанией Chrysler: всего за несколько дней 789 дилеров Chrysler узнали, что им больше не предоставляется франшиза на продажи автомобилей концерна. Мы в нашей ассоциации всегда стараемся, используя законодательство по франшизе, защищать дилеров от подобных ситуаций. К сожалению, в данном случае, когда речь идет о банкротстве такой крупной компании, ни один закон о франшизе не поможет.
Ну что ж, мы – американцы. Из нас 10% – акционеры Chrysler. Посмотрим, какая будет жизнь с Fiat.
Cитуация с GM была немного лучше, так как дилеры в таком большом количестве не потеряли франшизу. В данном случае, 1200 дилеров GM получили рассрочку на полтора года для того, чтобы закрыть свои бизнесы, – компания проявила несколько большее уважение к правам дилеров. Однако сейчас не очень понятно, что будет происходить с теми марками, которые GM оставляет: Saturn, Hummer, Saab. Что ожидает дилеров, непонятно.
Ну, а вот что произойдет, если закрыть дилерский бизнес в США? 100 000 человек потеряют работу. $5,3 млрд ежегодных потерь в зарплатных фондах, $900 млн налоговых потерь, $1,9 млрд потерь в налогах на продажи. Иными словами, дилеры вносят огромный вклад в экономику, и нельзя закрывать их бизнес, хорошенько не подумав о последствиях.
А сейчас – пара слов о программе «Деньги за драндулеты» – Cash for Clunkers. Эта программа у нас действует уже 6 недель, и мы, в принципе, не ожидали, что в первые же дни закончатся деньги. $1 млрд был выделен в июле, еще $2 млрд в августе. Более 650 000 автомобилей были проданы к 26 августа. Это невероятный успех, по всем показателям.
В первой пятерке наиболее продаваемых машин 4 японских бренда, а значит, проблемы, которые начались с GM и Chrysler, теперь отразятся и на Ford. Смотрите сами, вот Топ-5 самых популярных машин программы утилизации: Toyota Corolla, Ford Focus, Honda Civic, Toyota Prius, Toyota Camry.
Если говорить о выводах, первый из них – наша ассоциация, равно как и другие организации, должны всегда активно защищать автодилеров, будь то кризис, или хорошие времена. Вывод второй: мы поняли, что правительство может помочь, но для этого его надо воспитывать, информировать. Тогда помощь будет ощутима. Ну и нельзя сбрасывать со счетов средства массовой информации. Они наши союзники, но в общении со СМИ нельзя забывать о роли наших профассоциаций, для того, чтобы доносить нужную информацию и направлять ее в нужное русло. Я знаю, что РОАД над этим работает, укрепляет отношения с автопроизводителями, так как это критический фундамент, на котором держится вся структура.
Что произошло с 2000 дилеров, которые вынуждены были закрыть бизнес? Можно выделить 3 категории. Первая – те, кто не имеет больше франшизу, и не имеет права взять франшизу. Что они сделали? Перепрофилировались, и сейчас продают исключительно подержанные автомобили. Вторая категория: несколько франшиз изъяли, другие франшизы на руках. Третья группа разделилась на две категории: одни занялись исключительно сервисом, другие полностью закрылись.
Отвечая на ваш вопрос о том, что заставило людей полностью уйти из бизнеса, – у них просто не было другого выбора. Им просто сказали, что франшизы у них больше нет, и все. В этой ситуации не было разницы, о большом дилере идет речь, или о маленьком, компании просто известили дилеров, и дальше каждый делал, что может. Правда, стоит упомянуть и еще одну категорию дилеров – которым пришлось уйти по финансовым причинам, у них не было финансов искать выход и продолжать работу.
По закону США, когда речь идет именно о банкротстве, этот прецедент превалирует над другим законами, которые могут быть применимы. В случае с GM они проявили свою добрую волю, и добровольно оказали поддержку дилерам, которым пришлось закрыться. Наша задача – добиться выделения определенных средств в помощь тем, кто потерял дилерскую франшизу Chrysler, и не получил абсолютно никакой компенсации. Ситуация была разная, конечно, в тяжелой ситуации оказались обе компании, но GM повела себя честнее по отношению к дилерам и выделила деньги на закрытие бизнеса – по $350 000 на каждого.