Утилизация с шиком | Перспективная Россия | Детройтские эксперименты | Судьба Saturn
Альберт Галлегос представляет за пределами США весьма влиятельную организацию – National Automobile Dealers Association, которая была создана почти век назад – в 1917 г., и сегодня объединяет около 20 000 автодилеров Северной Америки. Ассоциация лоббирует интересы ее членов в Конгрессе США и занимается анализом американского и мирового автомобильных рынков. В интервью корреспонденту Slon.ru Альберт Галлегос объяснил феноменальный успех акции «Деньги за драндулеты», оценил работу General Motors после банкротства и рассказал о проблемах «потерянного» бренда Saturn. Кроме того, представитель NADA весьма высоко оценил перспективы авторынка России, не исключив, что вскоре им заинтересуются крупные американские дилерские сети. УТИЛИЗАЦИЯ С ШИКОМ– Альберт, в чем, по мнению NADA, секрет успеха американской программы «Деньги за драндулеты» – Cash for clunkers? – Я думаю, что свою роль сыграли два фактора. Во-первых, программа оказалась достаточно простой как для дилеров, так и для клиентов. Главным стимулом стали ваучеры в размере $3500 – 4500. Так что выбор, который стоял перед клиентами, был достаточно простым: если новая машина очень экономичная и тратит мало топлива, он получает $4500, если экономия посредственная, то $3500. На данный момент средний возраст автомобилей, которые ездят по дорогам США, составляет 9,4 лет. Поэтому даже у тех людей, которые не могли купить автомобиль раньше, сейчас такая возможность появилась. Эти два фактора и сыграли на руку: простота реализации и существование определенного спроса. – Но ведь алогичные программы действуют и в Европе, но даже близких результатов они не показывают…
– Я думаю, что в первую очередь успех был продиктован все-таки спросом. С другой стороны – у многих действительно было желание избавиться от старых машин. Многое решила сумма – она действительно была очень хорошей. Это и побудило людей не сидеть сложа руки, а встать и пойти сдавать старую машину. Помимо этого, нужно иметь в виду, что существовала не только сумма в $3500 – 4500, предлагались также дополнительные суммы со стороны производителей, в среднем около $2000. Таким образом, потребитель мог сэкономить сразу до $6500. – Это правда, что американские дилеры уже прекратили принимать заявки?
– В понедельник 24 августа в 8 часов вечера программа официально была закрыта.– Закрыта окончательно и бесповоротно?
– Именно так. Программа была закрыта в понедельник. Хотя для дилеров срок подачи документов на предоставление подобной помощи был дважды отложен. Это связано с тем, что оформление заявки – процедура довольно сложная, и требует заполнения порядка 10 различных бумаг только на одну заявку.– На программу было потрачено уже $3 млрд. Будут ли выделяться дополнительные средства?
– Вряд ли стоит ожидать, что Конгресс выделит еще средств. Ведь изначально речь шла о $1 млрд, но затем Конгрессу пришлось возвращаться к вопросу и выделять еще $2 млрд. Возможно, какие-то средства будут выделены, но лишь в долгосрочной перспективе. Сейчас – нет, это маловероятно. Правительство еще в феврале выделило $780 млн на поддержку дилеров, потом эта сумма выросла до $3 млрд, так что, на взгляд чиновников, она растет по принципу «снежного кома».– Правда ли, что не всем дилерам перевели дотации по схеме утилизации? Когда этот процесс будет завершен?
– Действительно, несмотря на то, что сама программа уже закрыта, возникают опасения – и они были с самого начала – что программа была недостаточно продумана. Многие дилеры опасаются, что они останутся с долгами, которые исчисляются десятками тысяч долларов, не полученных от правительства. Еще до старта программы мы отправляли властям письмо, где высказали наши опасения и призвали создать необходимые механизмы для своевременной выплаты денег дилерам. К сожалению, наши опасения полностью подтвердились, подобные механизмы запущены не были. Но мы ожидаем, что в ближайшее время все деньги будут переведены до конца, правительство нам это обещало. ПЕРСПЕКТИВНАЯ РОССИЯ– Как вы думаете, что мешает властям запустить аналогичную программу утилизации в России?
– На самом деле, на создание программы Cash for Clunkers потребовалось гораздо больше времени, чем может показаться на первый взгляд. Она не так уж скоропалительна. Переговоры велись в течение многих месяцев, были публичные обсуждения. Концепция зародилась в январе 2009 г., и потребовалось время вплоть до июня включительно для того, чтобы она состоялась. В конце концов, правила, которые были приняты, существенно отличались от первоначально предложенных. Реализацию подобной программы нужно проводить комплексно, важно найти компромисс со всеми участниками событий. Например, есть партия «зеленых», которые настаивают на том, чтобы программа распространялась только на экономичные автомобили. Есть профсоюзы, которые требуют, чтобы программа распространялась только на американские автомобили. А есть просто люди, которые хотят избавиться от старых автомобилей. Основная трудность, которая стоит за каждой подобной программой, – примирить все точки зрения. Что можно сделать в России – прежде всего, необходимо довести до правительства различные положительные моменты этой программы: прежде всего, это налоговые выгоды, а производители и дилеры будут обеспечены работой.– Как считаете, скажется ли банкротство GM и Chrysler на российских автодилерах?
– Я думаю, что российские дилеры от него только выиграют, – ведь они попадут в более выгодное положение благодаря снижению структуры расходов. Известно, что компания GM отказалась передавать свои активы в Китае и России, поскольку эти рынки будут наиболее перспективны в недалеком будущем. То же самое, кстати, нельзя сказать о Европе, где есть трудности с профсоюзами и расходы достаточно велики.– Могут ли американские дилерские сети появиться в России?
– Любое акционерное общество, тот же Penske, или любой другой дилер, следит за котировками на Wall Street и понимает, что сейчас возможности роста в Европе и США весьма ограничены. Рост акций может быть спровоцирован только общим ростом производства и продаж. Сейчас это возможно только на развивающихся рынках, которыми являются Бразилия, Китай и, возможно, Россия. Поэтому новые дилерские центры сейчас открываются не в Европе, а на развивающихся рынках.– То есть, мы можем ожидать появления американских дилеров?
– Да, безусловно. ДЕТРОЙТСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ– Готовы ли американские дилеры продавать европейские автомобили?
– Что касается, например, Fiat 500, я убежден, что эта машина вряд ли вызовет ажиотаж у американских водителей. Они по-прежнему не интересуются автомобилями А-класса. Наиболее конкурентными машинами малого класса будет Ford Fiesta, а также корейские и японские автомобили. Что касается возвращения Alfa Romeo на американский рынок, время выбрано неудачно. Кризис заставляет покупателя экономить, и $35 000, которые ранее считались приемлемой ценой за автомобиль, теперь являются без малого заоблачной суммой. В любом случае, Alfa Romeo будет находиться в премиум-сегменте, где конкуренция весьма велика, и бренд вряд ли способен ее выдержать.– Что вы думаете об онлайновом «аукционе» GM и eBay? Это эффективный инструмент?
– Это тестовая программа, которая была реализована лишь на примере одного штата – Калифорнии. Изначально предполагалось, что она будет работать для дилеров. Для того чтобы дать советы дилерам, чего потребители ждут от компании GM, какую продукцию они хотят покупать. Исходная концепция была гораздо интереснее: ожидалось, что это будет программа, которая трансформирует представление о продажах. Но, как показал опыт, подобные ожидания не оправдались, а результаты программы были явно завышены. Она осталась практически без внимания, так как одновременно с ней стартовала схема утилизации Cash for Clunkers. И в той же самой Калифорнии, которая, кстати, занимает первое место по количеству старых автомобилей, сданных в трейд-ин, внимание аудитории было приковано к Cash for Clunkers. Так что момент был явно неудачный. Считать, что программа GM на eBay была запущена только в целях получения скидки, не вполне корректно. Потому что потребители в Америке все еще не горят желанием делать столь крупные покупки через интернет. Они лишь хотят получить какие-то сведения о ценовой политике. Как и любой нормальный человек, который интересуется автомобилями, покупатели хотят, прежде всего, потрогать, прокатиться, испытать машину в действии. Компания eBay тоже отнеслась к подобному сотрудничеству с большой осторожностью, хотя она и известна партнерством с продавцами подержанных авто. Очевидно, eBay не хотелось рисковать своими отношениями с уже существующими партнерами на вторичном рынке, ведь продажи новых автомобилей могли бы подорвать маржу старых машин. Откровенно говоря, мы не поняли, чего именно руководство GM хотело добиться с помощью этой программы. СУДЬБА SATURN– А как вы относитесь к идее выкупа дилерами автомобильных марок? Такой путь управления может быть эффективным?
– Честно говоря, не думаю. Подобный тренд действительно существует, и похожие идеи озвучивали сразу несколько крупных автодилеров, но логического продолжения эти истории не получили. Еще бы – покупка бренда стоит огромных денег! И даже сотня дилеров не сможет себе позволить инвестиции в миллиарды долларов. И вообще, приобретение марки – это глобальная инвестиция. Надо помнить о рынке поставщиков и запчастей, заботиться о производстве и его развитии. Требуются глубокие знания и опыт, а также деньги. Как показывает опыт компании Opel, эта модель была признана неэффективной, поэтому GM отказалась от подобной схемы выкупа, когда собственные дилеры Opel предложили ее.– Расскажите, чем завершилась история покупки марки Saturn американским дилером Penske Automotive?
– Насколько мне известно, никакого продолжения эта история не получила. На данный момент нет даже рабочего соглашения, которое предусматривало бы определенный график, цифры или показатели. Никаких договоренностей между GM и Penske нет. Неизвестно, кто будет продолжать выпускать Saturn, будет ли это Citroen или Peugeot. Поэтому будущее марки Saturn все еще туманно. Сначала нужно определить, кто будет ее производить, а потом уже продолжать переговоры с GM. Пока этого не произойдет, дело с места не сдвинется. – Значит, у американских дилеров, которые используют франшизы Saturn, могут появиться проблемы?– Конечно. Ситуация очень неприятная, ведь прошло все лето, а никаких официальных известий о судьбе бренда получено не было. Сейчас речь идет не о договоренностях между GM и Penske. Скорее, Penske занимается поиском партнеров для продолжения производства Saturn. В принципе, похожая ситуация существует и у Fiat с Chrysler. Вы же не думаете, что Fiat придет в Америку и заявит: «Я хочу производить машины в Америке»? Все не так просто. Необходимо отметить, что объем производства Saturn уже упал на 30% , а объем продаж – на 60%. Будущее марки сейчас действительно под вопросом. Была определенная договоренность, что GM в течение какого-то времени будет продолжать производить машины Saturn, а затем производством займется новый партнер. Если мы в течение недели не услышим новостей на эту тему, можно считать, что ее благополучно забыли. А значит, наши дилеры столкнутся с новыми проблемами.