Бедная инфраструктура | Главные российские беды | Не надейтесь на бизнес | Заграница нам не поможет 

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС реанимировала разговоры о вредности Стабилизационного фонда для экономики России, так как сберегая нефтяные сверхдоходы, государство лишило инвестиций инфраструктуру – этот емкий (10 млн человек, то есть 15% всех занятых в экономике), но требующий огромных вложений сектор экономики. Вот инфраструктура и износилась и начала разрушаться.

БЕДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Действительно, в предкризисный период нефтяные сверхдоходы способствовали росту сбережений государства, а не инвестиций, оставляя инфраструктуру недоинвестированной: в налоги изымалось более 90% прироста выручки от роста цен на нефть. Сейчас это помогает бороться с кризисом, проводить антициклическую политику посредством незаемного финансирования дефицита бюджета, но все равно в стране и во власти остается масса недовольных такой политкой. О том, что упреки Минфину в недоинвестировании страны справедливы лишь отчасти, говорит сравнительный анализ инвестиционных планов по развитию инфраструктуры России и других стран. Россия перед кризисом намечала вложить более $1,1 трлн – а это равно ВВП России в 2007 г. – в развитие инфраструктуры. Таким образом, говорить о полном невнимании к вопросу нельзя (хотя в правительстве рассчитывали преимущественно на частные инвестиции). Однако в относительном выражении к ВВП по темпам использования запланированных средств (10% за год в среднем) эти проекты, конечно, уступают проектам стран Африки и Персидского Залива. Причем, не стоит забывать, что это были лишь планы, а в предкризисный период реальные инвестиции в инфраструктуру составляли в России лишь 2,5% ВВП против 4,2% в среднем в мире. Впрочем, что было, то прошло, а сейчас важно разобраться с действительным положением дел в инфраструктурном разнообразии и отметить, что нового в эту область привнес кризис.

Общие инфраструктурные проекты стран в 2008 – 2013 гг., $ млрд.
Страны Персидского залива Южная Африка Африка (кроме Южной) Россия Турция Всего
Строительство 487 137 10 510 215 1 359
Транспорт 85 71 10 406 46 618
ТЭК 409 6 190 64 8 677
Энергетика 138 125 5 221 32 521
Водоснабжение 39 14 5 10 18 86
Всего 1 158 353 220 1 211 319 3 261
% ВВП 2008-2013 гг. 16 19 4 10 7 12
ИСТОЧНИК: CREDIT SUISSE

ГЛАВНЫЕ РОССИЙСКИЕ БЕДЫ

По общему развитию инфраструктуры Россия в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) занимает 60-е место среди 134 стран, чуть опережая БРИК в целом, но уступая Китаю, где традиционно внимание к огромным инфраструктурным проектам, и сильно отставая не только от развитых стран, но и от стран Балтии. При этом разительно отставание от конкурентов по качеству дорог, где место России – в самом конце списка. Только 38% федеральных дорог соответствуют минимальным стандартам, 15 млн человек не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием вообще, города-миллионники страдают от перманентных пробок. При этом финансирование дорожного строительства упало с 3% ВВП в 2000 г. до чуть более чем 1% ВВП в 2007г. В сфере железных дорог, судя по опросам ВЭФ, у многих конкурентов России ситуация еще хуже, так как Россия со своим 32-м местом по качеству железнодорожной инфраструктуры выглядит лучше БРИК, Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, но и это ненадолго. Ведь большинство портов вдоль почти 40 000 км береговой линии России не имеют прямого выхода к федеральной железнодорожной сети. Что, может быть, и к лучшему, так как она изношена на 50%, а вагоны и локомотивы, бегающие по этому полотну, давно пора списывать, так как их износ по данным обследования, проведенного недавно «Ренессанс-Капитал», составляет от 73% до 86% в зависимости от вида. Возраст большинства портов – не менее 30 лет, а взлетно-посадочных полос – не менее 20 лет, что приемлемо только по человеческим, но никак не по технологическим критериям. Менее половины взлетно–посадочных полос электрифицированы и обеспечены твердым покрытием. 8 из 12 крупнейших аэропортов в России не имеют прямого выхода на федеральные шоссе. А коммунальные сети так изношены, что должны выключаться на две недели каждый год.

НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА БИЗНЕС

Кризис внес серьезные изменения в инвестиционную составляющую бюджетных расходов, ее удельный вес резко уменьшился в пользу пенсий и поддержки финансового сектора. В чем-то это и хорошо, так как есть время для того, чтобы пересмотреть планы на холодную голову, отрезать совсем лишнее и ненужное. Поддержка финансового сектора тоже выглядит обоснованной, ведь из более чем $1,1 трлн вложений в инфраструктуру до 2015 г., так же, как и в более долгосрочных проектах, две трети должны были составить инвестиции частного сектора, значит роль банков и в этом вопросе должна быть очень велика. Между тем, за март – июнь 2009 г. объем накопленного кредитного портфеля нефинансовых предприятий сократился почти на 550 млрд руб., или на 4%, денежная масса после стагнации в 2008 г. в 2009 г. упала почти на 10% к тому же периоду предыдущего года. Процентные ставки падать не хотят, а регулятор этому и не способствует, обоснованно опасаясь усиления во втором полугодии девальвационных настроений на фоне отскока импорта вверх после окончания распродажи запасов импортной продукции. При этом, в июле началось падение рентабельности промышленности, то есть собственных, а не заемных источников инвестиций: соотношение балансовой прибыли и отгрузки в июне составила 9,4% против примерно 14% в апреле – мае. Говорить при этом о возможном серьезном улучшении динамики частных инвестиций представляется необоснованным, даже несмотря на рост цен на нефть, который может подпитывать бюджет, а с ним и социальные расходы, но не инвестиции.

ЗАГРАНИЦА НАМ НЕ ПОМОЖЕТ

В условиях перманентной слабости российского финансового сектора в ближайшие годы партнером российского правительства может стать иностранный капитал, но как его завлечь в условиях нестабильного рубля? Видимо, налоговыми поблажками и общим улучшением инвестиционного климата. Кейнс в своих трудах хотя и призывал к увеличению госрасходов для стимулирования совокупного спроса во время рецессии – и это сейчас повторяют как мантру все правительства, в том числе и российское (хотя у нас кризис вызван вовсе не падением спроса), – все же лучшим стимулом называл уверенность инвесторов. Поэтому крайне важна макростабильность, особенно на фоне возможной ее потери странами-конкурентами России в борьбе за иностранные инвестиции. По данным МВФ, среднемировой бюджетный дефицит увеличился с 0,5% ВВП в 2007 до 2,1% в прошлом и до 6,8% в этом году. По расчетам специалистов банка Nomura, увеличение бюджетного дефицита подтолкнет отношение долга к ВВП от 75,2% (развитые страны) и 58,2% (развивающиеся) к 101,5% и 72,1% соответственно. Это подорвет макрофинансовую стабильность. Возрастание задолженности приведет к возрастанию рисковой премии и ослабит эффективность мер по поддержке экономики почти во всех странах мира. В таких условиях Россия могла бы побороться за титул привлекательной для инвестиций страны, обеспечив финансирование таких необходимых инфраструктурных проектов за счет иностранцев, если уж российские власти не могут или не хотят делать этого. Но пока Россия является одним из лидеров по дефициту бюджета в 2009 – 2010 гг., и на этот источник дохода рассчитывать не приходится.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player