Стремление путинистов решить проблемы Северного Кавказа управленческими и точечными экономическими решениями понятно. Это обычная манера сегодняшних властей: ограничиваться частными решениями, не касаясь главного. Так можно ещё дольше продлить существование неконкурентоспособной авторитарной системы. Но, во всяком случае, если это, конечно, не очередная пустая пропаганда, принятое решение говорит о понимании самой проблемы. Однако адекватны ли меры? И насколько можно решить проблему улучшения инвестиционного климата и уничтожения коррупции в северо-кавказском регионе, сохраняя на федеральном уровне коррумпированную снизу доверху систему? Что экспортировать из федерального центра? Московский вариант коррупции взамен северо-кавказского? Или же неблагоприятные условия для бизнеса? Невозможно улучшить инвестиционный климат в северо-кавказском регионе, не улучшив его в России в целом. Для этого необходимы не просто системные экономические перемены. Только создание в России либерально-демократической системы, подобной европейской, позволит приступить к решению проблемы коррупции и начать серьёзное улучшение инвестиционного климата. Корень проблемы не на Северном Кавказе, а в Москве. В рамках такого подхода необходим особый экономический режим для Северного Кавказа. Для бизнеса он должен быть безналоговым на срок окупаемости инвестиций и получения приемлемой прибыли. Эти стимулы должны быть распространены и на иностранный капитал. Но следует понимать, что регион нуждается и в значительных бюджетных инвестициях: в образование, здравоохранение, систему социальной поддержки. Только такой комплексный подход, основанный на реформировании законодательства, может за несколько лет привести к успеху.