Создание Северо-Кавказского округа – в общем-то, хорошая новость для почти всех регионов бывшего Южного федерального. Края и области, которые не вошли в президентский указ и остались в Южном федеральном округе, теперь могут спокойно объяснять инвесторам и партнерам, что они – не тот Северный Кавказ, в котором боевики и национальные конфликты, а совсем другая часть страны. Северокавказские республики, включенные в новый округ, получают более прямой доступ к федеральной власти и как главное следствие – к федеральной помощи и к деньгам из федерального бюджета. Меньше всего повезло Ставропольскому краю, который теперь официально приписан к самому проблемному региону, а взамен получит разве что еще больше мигрантов из соседних республик, с которыми и раньше было сложно. Другое дело, что такое решение было почти вынужденным: административный центр обещанного федерального округа нужно было где-то размещать, и лучше не в одной из республик, чтобы не обидеть остальные, а где-нибудь вовне. Из того обстоятельства, что первым полпредом назначен именно такой политик и управленец, как Александр Хлопонин, можно сделать вывод, что возьмет на себя федеральная власть в новом округе. Обороной и безопасностью заниматься будут, скорее всего, по-прежнему в Москве и Ростове-на-Дону, а полпредству в Пятигорске отдадут прежде всего экономику и «социалку». Хлопонин по своему предыдущему опыту больше других подходит для политики, объявленной в середине 2000-х годов Дмитрием Козаком во времена его полпредства в Южном округе и затем записанной в федеральной программе «Юг России». Главное в ней – расчет на государственно-частное партнерство, на участие крупных корпораций, которым государство вовремя напомнит, что надо быть социально ответственными и сделать что-нибудь для Северного Кавказа. Именно такие крупные – по северокавказским меркам невероятно крупные – проекты государственно-частного партнерства сформировали образ Хлопонина как успешного губернатора во главе процветающего региона. Сложности, понятные для всех, будут связаны с тем, что Северный Кавказ слишком резко, «с точностью до наоборот», не похож на Восточную Сибирь, а экономическая конъюнктура не такая, как несколько лет назад, когда большому бизнесу было гораздо проще найти нужную сумму на лишнюю дорогу или фабрику в одной из северокавказских республик. Сейчас все по-другому, крупным компаниям приходится экономить и вдобавок как-то выполнять свои обязательства по олимпийской стройке в Сочи. Уговорить их еще на один проект на Северном Кавказе будет сложнее. Если говорить о трудностях, с которыми Хлопонин, скорее всего, столкнется в самом начале работы, в первую очередь напрашиваются кадровые. Важно, прежде всего, понять, кто займется текущими делами полпредства. Хлопонин, будучи губернатором, предпочитал думать о стратегии, заниматься масштабными проектами на много лет вперед, а оперативные вопросы отдавал сильным первым заместителям. Можно ожидать, что такая же схема будет использоваться и на новом месте. Команда управленцев, которую Хлопонин собрал в начале 2000-х годов в красноярской администрации, – частично из «Норильского никеля», частично из местных специалистов – была очень сильной, компетентной, но ограниченной по составу. За прошедшие годы она больше сокращалась, чем росла. Ключевые ее участники один за другим получали новые посты в федеральных министерствах, корпорациях, партийных структурах; кто-то из самых надежных останется «на хозяйстве» в Красноярске. Выбор, кого можно взять с собой на новую должность, очень невелик. С местными кадрами из северокавказских республик проблемы другие, но не менее сложные. Придется сразу же учиться местным правилам дележки постов между национальностями, кланами, влиятельными семьями, на ходу изобретать, как все-таки совместить интересы межэтнического баланса с интересами дела, с задачами полпредства. Вероятность ошибки здесь выше, чем хотелось бы Хлопонину, новичку в северокавказских делах. Сколько-нибудь заметно положение дел на Северном Кавказе вряд ли может измениться, тем более, что этот регион всегда требовал больше осторожности, чем решительности. Реформы здесь могут проводиться только с оглядкой и исключениями. Скорее всего, ожидания федеральной власти от нового полпреда будут скромными: чтобы вдруг не стало намного хуже и чтобы федеральные обязательства перед республиками выполнялись более-менее в срок, без существенных сбоев. С этим Хлопонин должен справиться.
Северокавказский новичок
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Хлопонину придется сразу учиться местным правилам дележки постов между национальностями, кланами, влиятельными семьями, на ходу изобретая, как совместить интересы межэтнического баланса с интересами дела
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...