Создание Северо-Кавказского округа – в общем-то, хорошая новость для почти всех регионов бывшего Южного федерального. Края и области, которые не вошли в президентский указ и остались в Южном федеральном округе, теперь могут спокойно объяснять инвесторам и партнерам, что они – не тот Северный Кавказ, в котором боевики и национальные конфликты, а совсем другая часть страны. Северокавказские республики, включенные в новый округ, получают более прямой доступ к федеральной власти и как главное следствие – к федеральной помощи и к деньгам из федерального бюджета. Меньше всего повезло Ставропольскому краю, который теперь официально приписан к самому проблемному региону, а взамен получит разве что еще больше мигрантов из соседних республик, с которыми и раньше было сложно. Другое дело, что такое решение было почти вынужденным: административный центр обещанного федерального округа нужно было где-то размещать, и лучше не в одной из республик, чтобы не обидеть остальные, а где-нибудь вовне. Из того обстоятельства, что первым полпредом назначен именно такой политик и управленец, как Александр Хлопонин, можно сделать вывод, что возьмет на себя федеральная власть в новом округе. Обороной и безопасностью заниматься будут, скорее всего, по-прежнему в Москве и Ростове-на-Дону, а полпредству в Пятигорске отдадут прежде всего экономику и «социалку». Хлопонин по своему предыдущему опыту больше других подходит для политики, объявленной в середине 2000-х годов Дмитрием Козаком во времена его полпредства в Южном округе и затем записанной в федеральной программе «Юг России». Главное в ней – расчет на государственно-частное партнерство, на участие крупных корпораций, которым государство вовремя напомнит, что надо быть социально ответственными и сделать что-нибудь для Северного Кавказа. Именно такие крупные – по северокавказским меркам невероятно крупные – проекты государственно-частного партнерства сформировали образ Хлопонина как успешного губернатора во главе процветающего региона. Сложности, понятные для всех, будут связаны с тем, что Северный Кавказ слишком резко, «с точностью до наоборот», не похож на Восточную Сибирь, а экономическая конъюнктура не такая, как несколько лет назад, когда большому бизнесу было гораздо проще найти нужную сумму на лишнюю дорогу или фабрику в одной из северокавказских республик. Сейчас все по-другому, крупным компаниям приходится экономить и вдобавок как-то выполнять свои обязательства по олимпийской стройке в Сочи. Уговорить их еще на один проект на Северном Кавказе будет сложнее. Если говорить о трудностях, с которыми Хлопонин, скорее всего, столкнется в самом начале работы, в первую очередь напрашиваются кадровые. Важно, прежде всего, понять, кто займется текущими делами полпредства. Хлопонин, будучи губернатором, предпочитал думать о стратегии, заниматься масштабными проектами на много лет вперед, а оперативные вопросы отдавал сильным первым заместителям. Можно ожидать, что такая же схема будет использоваться и на новом месте. Команда управленцев, которую Хлопонин собрал в начале 2000-х годов в красноярской администрации, – частично из «Норильского никеля», частично из местных специалистов – была очень сильной, компетентной, но ограниченной по составу. За прошедшие годы она больше сокращалась, чем росла. Ключевые ее участники один за другим получали новые посты в федеральных министерствах, корпорациях, партийных структурах; кто-то из самых надежных останется «на хозяйстве» в Красноярске. Выбор, кого можно взять с собой на новую должность, очень невелик. С местными кадрами из северокавказских республик проблемы другие, но не менее сложные. Придется сразу же учиться местным правилам дележки постов между национальностями, кланами, влиятельными семьями, на ходу изобретать, как все-таки совместить интересы межэтнического баланса с интересами дела, с задачами полпредства. Вероятность ошибки здесь выше, чем хотелось бы Хлопонину, новичку в северокавказских делах. Сколько-нибудь заметно положение дел на Северном Кавказе вряд ли может измениться, тем более, что этот регион всегда требовал больше осторожности, чем решительности. Реформы здесь могут проводиться только с оглядкой и исключениями. Скорее всего, ожидания федеральной власти от нового полпреда будут скромными: чтобы вдруг не стало намного хуже и чтобы федеральные обязательства перед республиками выполнялись более-менее в срок, без существенных сбоев. С этим Хлопонин должен справиться.