Бывший губернатор Аляски Сара Пейлин заявила о досрочном уходе со своего поста в июле прошлого года. После этого известия о бывшем кандидате в вице-президенты США от республиканской партии напоминал коллаж эпизодов из сериала «Отчаянные домохозяйки». Более миллиона фанатов, следящих за деятельностью Пейлин на социальной сети Facebook, узнавали новости о «питбуле в помаде» – это прозвище намертво приклеилось к экс-губернатору – со множества фронтов. Пейлин то оказывалась в центре семейной драмы с дочерью, ставшей матерью-одиночкой после разрыва с женихом, то заявляла о планах написать книгу, то не подтверждала – но и не опровергала – слухи о намерении выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 года. Недавнее заявление о том, что Пейлин станет политическим комментатором Fox News, вызвало новый шквал нападок на женщину, которую обвиняют в неспособности отличить Северную Корею от Южной. Но возвращение в журналистику для Пейлин, когда-то работавшей телеведущей спортивных новостей, станет не единственным новым амплуа в ближайшее время. Пару дней назад президент и исполнительный директор объединения Wine & Spirits Wholesalers of America (WSWA) Крейг Вольф заявил, что в апреле Пейлин выступит с речью на открытии ежегодной конференции этой торговой организации в Лас-Вегасе. Как заявил Вольф, Пейлин является «ярым сторонником избавления от барьеров в предпринимательской деятельности» и понимает, что «винная и алкогольная индустрия играют ключевую роль в развитии экономики США». На вопрос о том, почему в этот раз в качестве основного докладчика был выбран политик с такой неоднозначной репутацией, а не кто-то из фигурантов рынка алкоголя, Вольф сказал, что Пейлин «многого добилась, хотя и не всегда всем это нравилось. Она хороший оратор и притом привлекательный». Надо сказать, и не самый дешевый: по данным журнала Wine Spectator, гонорар Пейлин за программную винную речь может дойти до 100 000 долларов. Сама Пейлин эту цифру не комментирует, а в WSWA уклончиво говорят, что бывший губернатор хочет поделиться с аудиторией своими взглядами и при этом не отказывается от оплаты своих усилий. Об алкогольных предпочтениях женщины, прическу которой в США с успехом использовали дизайнеры собачьих париков, мало что известно. Известно, однако, что в прошлом году, еще исполняя обязанности губернатора Аляски, Пейлин активно поддерживала идею принятия антиалкогольного законодательства в штате. Экс-кандидат в вице-президенты требовала вдвое сократить количество алкогольных напитков, ввозимое в отдельные поселения Аляски. Такие ограничения, по словам Пейлин, «помогли бы просохнуть» людям, живущим в сыром климате. Попытки борьбы за трезвость – не единственное, что припомнили экс-губернатору после новости о ее выступлении на конференции WSWA. Появление Пейлин в качестве guest speaker на слете лоббистов мало вяжется с ее выпадами против лоббизма, которые экс-губернатор не раз делала во время своей кампании на пост вице-президента. Не менее любопытно, что ярая сторонница свободной торговли скажет – да еще и за деньги – на сборе именно объединения WSWA, позиция которого на алкогольном рынке США не секрет. Организация, члены которой осуществляют дистрибуцию более 70% вин и спиртных напитков на рынке США, выступает за сохранение существующей трехступенчатой системы торговли алкоголем, когда к потребителю алкоголь попадает через цепочку из производителя, дистрибьютора и ритейлера. В WSWA выступают против возможности продавать продукцию покупателю напрямую, что возможно с оговорками в некоторых штатах. Кроме очевидного способа обойти требование о трех звеньях цепочки, когда производитель одновременно является и предприятием, торгующим алкоголем (скажем, небольшой пивоварней), некоторые штаты позволяют винодельням торговать собственным вином на территории хозяйства. Отдельные штаты позволяют местным виноделам напрямую поставлять вино покупателю при соблюдении определенных ограничений: например, жители Аризоны должны приехать на территорию хозяйства лично в течение календарного года. Алабама, Арканзас, Кентукки, Миссисипи, Оклахома, Юта и некоторые другие штаты вовсе запрещают прямые поставки вина покупателю от производителя. В некоторых штатах поставки возможны, но выливаются для производителя в головную боль в виде дополнительных налогов и бюрократических отчетов. Некоторые штаты разрешают прямые поставки только для небольших хозяйств – в этом случае речь идет об ограничениях объемов производства винодельни. Но вариант, когда прямые продажи разрешены для производителей внутри штата, вызывает обвинения в дискриминации со стороны производителей из других штатов. Вопрос об этом был поводом для тянувшейся 8 лет судебной тяжбы по поводу прямых продаж в штатах Мичиган и Нью-Йорк. В итоге суд признал антиконституционными законы штатов, позволяющие прямые поставки потребителю со стороны местных производителей, и запрещающие это делать производителям из других штатов. Несколько дней назад победу праздновала и ассоциация калифорнийских производителей столового вина Family Winemakers of California. Виноделы судились со штатом Массачусетс. По местным законам, винодельни, производящие более 30 000 галлонов вина и имевшие соглашение об оптовых продажах, не могли поставлять продукцию напрямую жителям штата. Теперь виноделы могут поставлять свою продукцию совершеннолетним жителям штата без всяких ограничений в связи с объемом производимого вина. Вряд ли об этом в своей речи упомянет Сара Пейлин – сторонница свободной торговли, которая, говорят, любым виноградным винам предпочитает традиционный для Аляски напиток из сброженного сока голубики.