Бывают в мире такие страны, где власти не жалеют времени и сил на то, чтобы регламентировать все, даже форму одежды своих подданных. Например в Иране, если женщина выйдет на улицу в неподобающем виде (с непокрытой головой), то далеко уйти она не сможет. Ее быстро отведут в участок, где вежливо, но настоятельно попросят накинуть на волосы какой-нибудь платочек. Сопротивляться и напоминать о правах человека бессмысленно. Но что возьмешь с Ирана, который известен цивилизованному миру как дикая тоталитарная теократия, где всем заправляют фанатичные аятоллы? Тем не менее, иранский опыт госрегулирования женских нарядов оказался востребованным в Западной Европе. Возможно, уже в ближайшее время французские дамы будут вынуждены более внимательно относиться к своему внешнему виду, чтобы избежать неприятной беседы с полицейским и штрафа. Специальный комитет из 32 депутатов французского парламента рекомендовал запретить женщинам носить паранджу в школах, больницах, госучреждениях и общественном транспорте. Причина запрета самая банальная: паранджа, полностью закрывающая лицо женщины, «представляет угрозу республике». Именно паранджа, а не запрет на нее, противоречит принципам равенства и светскости французского государства. Не будет во Франции хорошей жизни, пока в стране есть этот «символ подавления женщины и религиозного фундаментализма». Этим запретом и особенно его мотивацией Евросоюз в очередной раз продемонстрировал, как высоко он ценит те гуманистические принципы, которыми регулярно кормит развивающиеся страны. Тут вам и толерантность, и секуляризм, и права человека со свободой личности. По мнению французских депутатов, паранджа унижает достоинство женщины. Так не носите ее. И женам своим не давайте. Но зачем же других неволить? Для вас паранджа – символ унижения, а для французских мусульманок унижение – это без паранджи с посторонними мужчинами в парижском метро толкаться. Или депутаты всерьез считают, что мусульманки, как какие-нибудь флагелланты, специально надевают паранджу, чтобы посильнее себя унизить? Вторая часть обвинения еще лучше. Религиозный фундаментализм. Куда это годится, чтобы люди всерьез к своей религии относились? В Европе это неприемлемо. Конечно, атеистом быть по-прежнему неприлично, поэтому буддизм пригодится, чтобы после работы стресс снимать, в рамках христианства можно на Пасху яиц поесть, а на Рождество – карпа и окорок, а мусульмане сгодятся улицы мести, лишь бы минаретов своих не строили. Депутаты боятся, что последователи такой живой религии, как ислам, вскоре могут всю Францию в паранджу одеть. Но пока все происходит наоборот. В большинстве мусульманских стран (кроме Ирана и Саудовской Аравии) белые европейские женщины могут о платках не задумываться, никто им слова не скажет. А вот в Европе разные формы запретов на паранджу и хиджаб помимо Франции действуют в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах. В Швейцарии пару месяцев назад на национальном референдуме был принят запрет на строительство минаретов. Швейцарцы, вроде как, показали, что им минареты в их стране не нужны. Только кто эти «они», которые присоединяют себя в виде притяжательного местоимения к Швейцарии? Как это определять? По этническому признаку? По цензу оседлости? Или по вероисповеданию? Все способы прекрасно соответствуют демократическим ценностям и правам человека. А если мусульманином окажется не иммигрант, а вполне себе белобрысый этнический швейцарец, у которого в стране 12 поколений предков прожило? Ему тоже нельзя минарет строить? Тогда какое же это светское государство со свободой вероисповедания? Иран вот честно называется Исламской республикой и не вызывает ни у кого лишних иллюзий. Может, Швейцарию пора переименовать в кальвинистскую республику? Та же самая штука с личными местоимениями и во Франции. Саркози прямо заявляет, что паранджу надо запретить, потому что она «противоречит

нашим

ценностям и представлениям о женском достоинстве». Опять вылезают эти вездесущие «мы». Кто в них входит – непонятно. Зато ясно, кто не входит: 6 млн французских мусульман. Чего тогда удивляться проблемам с социальной интеграцией арабов? Если сам президент страны не стесняясь говорит о том, что их ценности ложные, и французское правительство еще научит их правильной жизни. Попытки французских властей представить этот запрет как религиозно-нейтральный смотрятся неубедительно. Всем понятно, что в качестве излишне религиозной одежды подразумевается именно мусульманская паранджа. А наряды католических монашек или даже каких-нибудь кришнаитов никого во Франции не возмущают. Они республиканских принципам не угрожают. Французские депутаты своей инициативой хотят сделать свободными именно мусульманских женщин, а не, к примеру, урсулинок или кларисс. Освобождать с помощью запретов – прекрасная идея.