Без явного улучшения | Догнать Европу | Свет в конце года

Прошедший август был важен для российской экономики не только как традиционный месяц ожидания катастроф, но и как период, когда могли быть закреплены положительные тенденции в экономике, наметившиеся в предыдущие два месяца. Никакого явного «закрепления», увы, не случилось. Но все же появившиеся только что данные о производственных запасах во II квартале свидетельствуют, что экономика может преподнести приятный сюрприз уже в IV квартале этого года.

БЕЗ ЯВНОГО УЛУЧШЕНИЯ

В июне и июле наблюдался рост промышленного производства и ВВП со снятой сезонностью. В то же время, пока положительная летняя статистика не должна вызывать эйфории. На то есть несколько причин.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player


Динамика запасов в целом
к отгрузке за предшествующий квартал
%

ИСТОЧНИК: РОССТАТ, ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Если говорить о спросе на промышленную продукцию, то в августе опросные индикаторы спроса Института экономики переходного периода ухудшились. Негативное влияние на спрос могло оказать усиление падения реальных доходов населения (с −1% в июне до −5% в июле), а также появление слабых пока признаков восстановления импорта. Импорт и должен расти по мере завершения распродажи запасов ранее ввезенной продукции со складов. В июле темпы снижения инвестиций – другого значимого элемента внутреннего спроса – чуть замедлились, составив −18,9% против −20,1% падения в июне. Если тенденция закрепится, то ситуация в российской экономике будет очень сильно напоминать V-образный выход инвестиций из кризиса в 1998 г. Однако, скорее всего, события сейчас будут развиваться по иному сценарию, так как источники инвестиций – как собственные средства предприятий, так и привлеченные – сокращаются. За март – июнь 2009 г. объем накопленного кредитного портфеля нефинансовых предприятий сократился почти на 550 млрд руб., или на 4%. При этом в июле началось падение рентабельности – соотношения балансовой прибыли и отгрузки, которая в июне составила 9,4% против примерно 14% в апреле – мае. Это могло быть связано с оживлением производства по мере рассасывания излишних запасов продукции и ростом в связи с этим издержек на заработную плату и функционирование производственных мощностей. Так что все разговоры о предстоящем серьезном улучшении динамики инвестиций (как частных, так и государственных) кажутся необоснованными – даже несмотря на рост цен на нефть, который может подпитывать бюджет, а с ним социальные расходы, но не инвестиции.

ДОГНАТЬ ЕВРОПУ

Ни инвестиции, ни потребительский спрос не поднимут экономику в ближайшие месяцы. Но есть еще один, пожалуй, самый значимый, но, как ни странно, часто игнорируемый аналитиками фактор, – запасы. Именно они ответственны за столь глубокое падение российской экономики. И именно они приведут к ее росту. Российский ВВП падал так глубоко, потому что предприятия распродавали избыточные запасы уже готовой продукции и потому не запускали конвейер. Приведение запасов на нормальный или более низкий уровень будет означать, что производства снова заработают и промышленность начнет расти. Хотя надо иметь в виду, что рост за счет запасов может привести лишь к «отскоку» производства вверх, но не к восстановлению докризисных объемов промышленного производства. Ситуация с запасами в России очень схожа с другими странами, а потому можно учитывать их опыт. Соотношение запасов и заказов (inventory-to-orders (I/O) ratio) в Еврозоне упало с пикового значения 1,91 в декабре 2008 г. до 0,93 уже в июне, и в этом месяце в первый раз с апреля 2007 г. значение этого индекса оказалось ниже долгосрочной средней. Это свидетельствует, что избыточные запасы, созданные в период процветания, в Европе исчерпаны. А значит, в дальнейшем фактор сокращения запасов не будет тянуть показатель ВВП вниз. Результат мы уже видим в большинстве европейских стран. Исторически в Европе начало снижения индекса I/O является весьма достоверным индикатором восстановления экономики. Обычно промышленный выпуск начинает расти спустя квартал после прохождения пика I/O. Соотношение динамики снижения запасов и индекса деловой активности (PMI) показывает, что увеличение последнего прямо пропорционально скорости снижения запасов. В частности, в Европе быстрый рост PMI Великобритании этим летом наблюдался на фоне максимального среди крупнейших европейских экономик отрицательного вклада снижения запасов в динамику ВВП.

СВЕТ В КОНЦЕ ГОДА

Недавнее появление новых данных Росстата и проведенные нами расчеты позволяет отметить, что уровень запасов относительно отгрузки в российской промышленности – ключевом секторе экономики – достигнув пика к концу I квартала за последующие три месяца снизился с 75,5% до 67,5% к квартальной отгрузке, что превышает предкризисный уровень годовой давности в 1,599 и 1,215 раза, соответственно. Таким образом, в России, в отличие от Европы, запасы пока не пришли в норму. Но этот «флюс» быстро проходит, и на его полное устранение, если судить по нынешней скорости этого процесса, необходим примерно еще один квартал. И тогда, в IV квартале, в России экономика может преподнести тот же приятный сюрприз, который экономисты наблюдали в Европе по результатам II квартала, когда крупнейшие экономики неожиданно вышли из рецессии. Статистически этот эффект только усилится из-за низкой базы последнего квартала прошлого года, с которой Росстат будет проводить сравнение. При благоприятном развитии ситуации, ВВП может перейти к слабому росту не только к предыдущему месяцу, что уже было в июне и июле, но и в годовом выражении. Это будет, конечно, не заслуга правительства и его стимулирующих мер, а естественный рыночный процесс, не гарантирующий роста экономики в 2010 г.