К последней покупке Ксении Собчак сложно относиться всерьез, хотя, казалось бы, само по себе приобретение внушительное. «Купить долю в «Евросети» – согласитесь, звучит гордо. Все так, если бы не несколько «но». Прежде всего, смущает размер доли. Дело в том, что речь идет менее чем о 0,1% акций, а общая сумма сделки составляет около $1 млн. «Думаем, этот акционер может принести нам новую струю», – заявляет при этом президент сотового ритейлера Александр Малис. Непонятно, о какой новой струе идет речь, но очевидно, что реально влиять на политику компании, акции которой практически поровну поделены между Александром Мамутом и «ВымпелКомом», Ксении Собчак не удастся. С инвестиционной точки зрения, вложение также весьма сомнительное. Да, IV квартал прошлого года прошел для компании весьма удачно, и финансовые показатели оказались гораздо выше ожидаемых, а, главное, «Евросеть» наконец стала прибыльной. Да, 2010 год обещает быть гораздо более благоприятным для сотового ритейла, и рынок начнет потихоньку выкарабкиваться из отраслевого кризиса, который совпал с мировым экономическим кризисом. Да, можно ожидать, что падение продаж, наблюдавшееся в 2009 году, наконец, прекратится (об этом более подробно в одном из моих предыдущих постов). И все же, сотовый ритейл – не тот бизнес, в котором выгодно быть миноритарным акционером: рынок все еще переживает не самые лучшие времена, неопределенность и риски высоки, а доходность оставляет желать много лучшего. Именно поэтому я склонен рассматривать новость как своеобразный пиар-ход и продолжение эпатажной рекламной кампании. Напомню читателям, что сотрудничество «Евросети» и Ксении Собчак началось не вчера и не сегодня: вирусный рекламный ролик с участием телеведущей появился в сети, а затем – и в телевизионном эфире еще в декабре прошлого года. На ролике Собчак въезжает в салон «Евросети» на своем внедорожнике, вдребезги разбивая витрину, и как ни в чем ни бывало, покупает после этого сотовый телефон. Похоже, «авария» была лишь первым этапом сотрудничества Собчак и «Евросети», а покупка 0,1% акций – всего лишь попытка как следует подгореть интерес общественности. Не хотел бы вдаваться в юридические тонкости – и так понятно, что оформить столь малое число акций на человека даже без каких-либо вложений с его стороны или вообще как плату за рекламную кампанию, совсем несложно. Напоследок отмечу, что эпатажный характер продвижения – давний «конек» «Евросети»: рекламные слоганы на грани допустимого и акции вроде «Разденься за телефон» при всей неоднозначности и репутационной сомнительности всегда играли на руку компании и позволяли выделиться на фоне более осторожных и скромных конкурентов. С уходом Чичваркина рекламные страсти поутихли, но новое руководство, по всей видимости, решило заняться восстановлением прежних традиций.