Новый докладМВФ является важной вехой на пути к изменению роли центральных банков и денежной политики в мировом масштабе. В предыдущие десятилетия денежная политика опиралась на процентные ставки, но сейчас действие этого механизма исчерпано: в 2008 центральные банки развитых стран пошли на прямое увеличение предложения денег. Но старый принцип таргетирования инфляции пока остается в силе, потому что не предложено ничего другого; пока экономические агенты на основе прошлого опыта знают, что уровень 2%-ной инфляции является признаком экономической стабильности. Это ставит центральные банки перед трудным выбором: если следовать старому принципу таргетирования инфляции, то процентные ставки придется поднимать уже в ближайшем будущем. Если этого не сделать, то экономика лишится «якоря» своих ожиданий, то есть компании и домохозяйства утратят привычные ориентиры. Обсуждение того, какой уровень более уместен – 4%-ный или какой-то иной – это попытка изменить настрой закрепленных прошлым опытом инфляционных ожиданий, то есть развязать руки центральным банкам для поддержания экономического роста. Появление такого документа говорит о том, что однозначным приоритетом в мире является поддержание экономической активности, даже если для этого придется перейти к более высокому темпу роста цен. Мне это кажется хорошей новостью для финансовых рынков, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Намерение ослабить инфляционное таргетирование говорит о том, что между сценарием дефляции и инфляции власти выбирают сценарий инфляции, и сейчас идет обсуждение того, как в этом сценарии будет строиться монетарная политика. Таким образом, опасения изъятий финансовой поддержки, которые парализовали рынки в последние полгода, скорее всего, не сбудутся. В чем необходимость повышения базового порога инфляции? Есть, как минимум, несколько причин. Во-первых, накопление государственного долга в развитых странах уже скоро сделает необходимым инфлирование накопленных обязательств, чтобы снизить вероятность бюджетных кризисов. Греция – это только первая ласточка надвигающихся сложностей в бюджетной политике развитых стран. Во-вторых, повышение налогов – мера крайне непопулярная, и кроме того, обладающая дефляционным эффектом. Ускорение инфляции, напротив, позволит и снизить давление на бюджеты, и поддержать потребление, и опосредовано переложить бремя на домохозяйства. На мой взгляд, Россия находится в стороне от этой дискуссии по нескольким причинам. Во-первых, нет проблемы государственного долга, и, соответственно, у государства нет необходимости запускать инфляционный механизм снижения долговой нагрузки. Во-вторых, скорее, есть проблема того, что в экономике недостаточно сбережений и инвестиций, и устойчиво негативные реальные процентные ставки создают благоприятные условия для нерентабельных производств. Нет и растущих репутационных рисков для российского ЦБ: прогнозный показатель инфляции в России почти никогда не выполнялся и, соответственно, не играет роль «якоря» ожиданий. Но России нужно готовиться к изменению международной среды. Увеличение порога инфляции в развитых странах будет означать рост импортируемой инфляции для России. Кроме того, в борьбе за поддержание экономического роста развитые страны будут готовы пойти на ослабление своих валют, так что риски укрепления рубля могут оказаться существенно выше, чем казались еще недавно. Поэтому на повестке дня опять возникает вопрос управления валютным курсом.