Это подведение итогов большого рассказа Анатолия Лейриха об «АвтоВАЗе» и госкорпоративизме: «Все ждали чуда, а начались чудеса!». Автор 18 лет сотрудничал с «АвтоВАЗом»: его компания поставляла комплектующие «нашему промышленному гиганту, флагману отечественного автопрома».
Начало – здесь, вторая часть – здесь, третья – здесь, четвертая – здесь, пятая – здесь.
Многие из нас в течение последних двух лет неоднократно смотрели по телевидению и слушали по радио многочисленные дискуссии, касавшиеся будущего нашего российского автопрома.
Группы всеми узнаваемых политологов, юристов, депутатов и экспертов, перебивая друг друга, выкрикивали разные умные слова и выражения, определяющие, по их мнению, то, что вредно и что полезно автопрому России.
Интересно, что среди них почти никогда я не видел и не слышал своих коллег – специалистов этого самого автопрома. Наверное, их незачем было приглашать, ведь не судилище же над ними устраивать? И так всем понятно.
Все, что нужно, лучше и ярче скажут известные шоумены. Тем более, что слова, ими выученные, все правильные, прикладывай их хоть к автомобильной, хоть к холодильной промышленности, хоть к науке, хоть к образованию, хоть к чему – всё верно будет: проблемы-то везде одни и те же, куда ни кинь. А раз так, то и слов новых искать не надо, ко всему подойдут!
И потеряли люди интерес к этим передачам, потому что нет в них ответов на жизненные вопросы, а главное – нет после них перемен. Так в свое время потеряли они интерес к горбачевским съездам, к ельцинской борьбе с привилегиями и к нынешней борьбе с коррупцией …
Потому что нельзя бесконечно говорить одно, а делать совсем другое, или не делать ничего.
Есть объективный, не зависимый ни от чьей воли или авторитета предел веры, повлиять на который невозможно.
Мне действительно приятно, что в результате публикации такой длиннющей статьи у нас, наверное, впервые публично начался разговор между людьми не только «за державу болеющих», но и между людьми, профессионально принадлежащими к одному цеху – цеху автостроителей. Да и принадлежность эту мы поняли только сейчас, когда закачалось и стало рушиться то, чему многие из нас посвятили часть своей жизни. Только теперь мы поняли, что не только работники автозаводов, но и поставщики комплектующих, производители материалов, дилеры и те, кто хранит и перевозит нашу продукцию, мы все – и есть один цех, мы все – и есть автопром.
Много лет, мы, приписанные к разным министерствам и отраслям, но объединенные единым делом, не зная друг друга, каждый день и каждый час делали свою работу, не ощущая в полной мере своей причастности к гигантским проектам, имена которым – «АвтоВАЗ», ГАЗ, «КамАЗ» и т.д. Мы ощутили это сегодня, когда «АвтоВАЗ» оказался на краю, мы это видим своими глазами и не верим этим «мальчикам с дудочками», убаюкивающим нас сладкой музыкой, ведущей в никуда.
Я не ожидал, что тема «АвтоВАЗа», поднятая в моей статье, вызовет не только такое осмысленное обсуждение среди профессионалов, но и найдет понимание наших проблем людьми, далекими не просто от автопрома, а и от материального производства вообще.
Я не ожидал этого не потому, что у нас мало мыслящих людей, – наоборот, мой опыт убеждает меня, что как раз таких людей у нас в достатке. Я не ожидал этого потому, что этим людям никогда не хватало не только места и способа выражения своей позиции, но и опыта ее выражения.
Наш с вами начавшийся диалог показал, что век интернета дает им и место, и способ обмена мыслями. Многие из написавших замечали, что пишут впервые, а это значит, что для себя они уже «переступили черту», уже приобрели, хотя и начальный, но опыт. И значит, продолжат его в дальнейшем.
Сегодня уверенно можно сказать, что нас прочитало в общей сложности не менее 250 000 человек. Только портал Slon.ru посетило более 152 000, а ведь статья была растиражирована еще на нескольких десятках других сайтов, не считая личных ЖЖ.
Только на Slon.ru и Newsland.ru поступило более одной тысячи комментариев. А сколько из прочитавших статью людей начинали писать комментарии, но так и не отважились сделать это до конца. Я уверен, что многие из них сделают это теперь. Потому что не на все еще вопросы они получили ответы и не всё еще выразили – что «накипело».
Я внимательно прочитал все комментарии и на «Слоне» и на некоторых других порталах. Я не встретил с вашей стороны непонимания того, о чем я писал. Я благодарен тем, кто за меня пояснял некоторым, кто, может быть, что-то понял не сразу, смысл написанного, – значит, мои мысли и язык принимался большинством из вас как свой. Это показало и голосование. 85% поддержки – это крайне высокий результат, особенно с учетом того, что в нашей интернетовской среде есть и праздношатающийся народ, готовый выкрикнуть любую нелепицу погромче и порезче, лишь бы заметили. Я, кстати, на них не в претензии, их присутствие – хороший знак. Они приходят туда, где возникает большая аудитория.
А именно величина аудитории – и есть самый главный показатель важности поднятой темы.
Это и есть демократия, когда возможно так открыто и массово поднимать на обсуждение важные проблемы общества, когда нельзя запугать, затоптать, забить человека, полагая, что за него некому заступиться. И уж, тем более, «забить» «АвтоВАЗ».
Теперь, что касается ваших вопросов непосредственно ко мне. К сожалению или к счастью, но в ходе внутренней дискуссии многие из вас разъяснили большинство вопросов за меня.
Я не вижу серьезных расхождений со взглядами большинства из вас ни в отношении моих оценок происходившего на заводе, ни в прогнозе несчастливого для «АвтоВАЗа» исхода, если будет продолжена политика «четырех последних лет». То, что предлагаемые мною действия также одобрены вами вселяет в меня уверенность в правильности моих предложений.
Есть несколько вопросов, выходящих за рамки нашей темы, – касающиеся партии «Правое Дело», моего отношения к программе модернизации экономики и даже марки автомобиля, на котором я езжу. На два первых вопроса я обязательно отвечу позже, за рамками этой статьи. А что касается моего автомобиля – скажу сейчас. У меня уникальный и по ходовым качествам, и удобству, ни с чем не сравнимый аппарат марки Ford под названием Flex. Это кроссовер. Рассказывать о нем не буду, потому что это может занять больше страниц, чем я уже написал. Посмотрите сами в интернете. Будут вопросы – отвечу. Машиной этой доволен, как никакой другой, уже второй год.
Но все-таки на один вопрос, заданный многими из вас, мне необходимо ответить. Этот вопрос касается моей «наивной» веры в «барина, который рассудит», в «доброго царя», как назвали его многие из вас, короче, – во Владимира Путина, которого я «предлагаю пересадить из премьерского кресла в кресло председателя совета директоров «АвтоВАЗа».
Во-первых, я вовсе не предлагал, чтобы Владимир Владимирович оставил место премьера.
Существует сложившаяся практика, когда члены правительства РФ и высокие чиновники входят в советы директоров крупных российских компаний как представители государства. Правда, предпочитают они в основном компании газовые и нефтяные («Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и пр.) или государственные банки типа Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и т.д.
Мне кажется, что в нынешней в целом критической ситуации в промышленности для успеха дела было бы более полезно, чтобы члены правительства вошли в состав советов директоров предприятий перерабатывающих отраслей, машиностроения, оборонки, находящихся в непростых условиях. Эта мера могла бы быть временной, но она позволила бы высокому начальству лично ощутить пульс больного не в ходе постановочных визитов, а в текущем режиме.
Этим людям предстоит в ближайшее время разработать и принять программу модернизации промышленности страны, и их знания о реальном положении предприятий и о мнении работающих на этих предприятиях специалистов помогут им избежать серьезных ошибок при принятии жизненно важных для страны решений. Ну а то, что зарплат на таких предприятиях они больших не получат, не страшно. Ведь не за деньгами же они в правительство шли?
Владимир Владимирович, как я уже говорил, де-факто принял на себя ответственность за «АвтоВАЗ», это первое.
Второе – в отличие от существующих представителей государства на Волжском автозаводе он заинтересован не только в решении проблем самого предприятия, но и в том, чтобы способ такого решения не привел к потере социальной стабильности в Тольятти. Для него ответственность не заканчивается периметром завода. Он – государственный деятель и он в ответе за все, а значит, он является естественным союзником всем тем, кто понимает, куда на самом деле ведут реализуемые сегодня на «АвтоВАЗе» планы.
Объективно, Владимир Путин – наш союзник, хотя сам этого пока не знает. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы помочь ему это узнать.
И чем быстрее нам удастся это сделать, тем лучше и дешевле это будет для страны.
И я, и многие из вас уже исчерпали свои возможности, апеллируя к президенту «АвтоВАЗа», к председателю его совета директоров, к губернаторам и членам правительства. Сегодня у нас осталось три последние инстанции: премьер, президент и господь бог.
И это последнее – никакая не шутка, ведь вспомнил же о боге «не совершивший ни одной ошибки» великий кормчий – товарищ Сталин – после провала всей внешней политики и оборонной доктрины, приведших к катастрофе 1941 г., обратившись к народу «Братья и сестры!». Другое уже не работало.
Я категорически не хочу знать ни при своей жизни, ни при жизни своих детей подобного беспомощного обращения власти к народу. Ни в связи с полным развалом экономики, ни в связи с развалом страны, ни тем более, не дай бог, в связи с войной.
И, по-моему, каждому из нас есть большой смысл за это побороться, а вашу поддержку воспринимаю, как определенный мандат доверия.
P.S. Всем, кто задал мне вопросы и направил свои адреса, я отвечу напрямую.
Все, кто хочет задать вопросы непосредственно мне, пишите на адрес: leyrikh@mail.ru.
Мне также небезразлично будет узнать о положении на других промышленных предприятиях, о фактах снижения объемов производства, массовых сокращениях и прекращении деятельности предприятий. Пишите. Возможно, я смогу чем-то помочь, подняв ваши вопросы в рамках «Деловой России» – общественной организации, защищающей интересы реального, несырьевого сектора экономики, или в рамках партии «Правое дело», для которой развитие экономики, защита интересов добросовестных предпринимателей и специалистов, работающих в различных отраслях, является одной из приоритетных задач.
С уважением,
Анатолий Лейрих.