Откаты за фрегаты | Враги в политике, противники в суде | На крюк мясника
В уголовном праве старой Франции – образцовой абсолютной монархии – были суровые статьи за оскорбление королевского величества. Нечего было и думать обидеть Короля-Солнце. Николя Саркози, которого во Франции иронично называют президентом-солнце за яркое и энергичное правление и заботу о великолепии своего имиджа, и в вопросе защиты президентского величества пошел по следам Людовиков периода расцвета. Пять лет следственных разбирательств, 40 томов материалов дела, первые лица французской политической элиты на скамьях подсудимых и потерпевших – в ближайший месяц французскому правосудию предстоит выступить арбитром не столько в юридической, сколько в политической схватке двух непримиримых соперников: бывшего премьер-министра Доминика де Вильпена и президента Франции Николя Саркози. Оба политика выступают в так называемом деле «Клирстрим» («Clearstream»). Саркози – истцом, Вильпен – ответчиком. Вильпена обвиняют в попытке пять лет назад оклеветать Николя Саркози и тем самым ослабить предвыборные позиции своего главного политического конкурента по партии, в ту пору министра внутренних дел, а позже – экономики.
ОТКАТЫ ЗА ФРЕГАТЫ
Это дело, названное по имени люксембургского банка, представляется не менее запутанным и многосерийным, чем Уотергейтский скандал в США или сериал «Санта-Барбара»: все с нетерпением ждут развития событий, но никто уже не помнит, с чего ж все начиналось и кто виноват. Если коротко, то дело было так. В начале 2001 года журналист Дени Робер и бывший шеф компьютерной службы люксембургской клиринговой компании «Клирстрим» Эрнест Бакс публикуют книгу «Разоблачения», в которой описывают скандальные аферы «Клирстрим» по нелегальному переводу крупных сумм на тайные счета различных компаний и частных лиц. В том же году во Франции начинается громкое расследование по делу о незаконных комиссионных («откатах») и взятках в связи с продажей Тайваню в 1991 г. шести французских военных фрегатов на сумму $ 2,8 млрд. Много лет следствие буксует. И вдруг, неожиданно, в 2004 г., французская прокуратура получает занятную «анонимку»: список, содержащий более 200 имен известных политиков и бизнесменов, якобы использовавших секретные счета в том самом «Клирстриме» (по иронии, название банка в переводе означает «Чистый поток») для отмывания денег. К слову сказать, помимо тайваньских посредников в документе фигурировали также и имена некоторых крупных российских бизнесменов (Ходорковского и Гайдамака). Но, в первую очередь, безусловно, следователей привлекла внимание личность некоего господина Sarkоzy de Nagy-Bocsa (полная венгерская фамилия Саркози по отцу). Впрочем, результаты тщательно проведенной проверки показали, что эти сведения, – умело сфабрикованная фальшивка, и в подлинные списки была введена ложная информация.
ВРАГИ В ПОЛИТИКЕ, ПРОТИВНИКИ В СУДЕ
Дело приняло новый оборот: кому выгодно было скомпрометировать Саркози, метившего в президентское кресло? Вещь довольно очевидная. На тот момент в партии Ширака назревает вопрос о преемнике на выборах в 2007 году. Саркози и Вильпен имеют примерно равный вес в «Союзе за народное движение». Но Вильпен – правая рука Ширака, а у Саркози с президентом давнишний конфликт. В 2002 г. Саркози активно помогал Шираку переизбраться на второй срок, рассчитывая в случае победы последнего занять должность премьер-министра, а в благодарность получил «всего-навсего» министерство экономики. Саркози расценил это как «кидалово» и затаил зуб на Ширака. Так что у обоих союзников, Вильпена и Ширака, соблазн дискредитировать Саркози мог быть очень велик. Эту версию подтверждают также документы, обнаруженные при обыске квартиры генерала французской внешней разведки Филиппа Рондо. По данным следствия, в них содержится информация, указывающая на соучастие Доминика де Вильпена в клеветническом доносе, а также заказанный им компромат на соперника. Обвинение утверждает, что Вильпен был в курсе подделки списков, но не предпринял никаких действий, чтобы сообщить о противозаконных действиях органам юстиции. Бывший премьер своей вины и политической нечистоплотности не признает: он, дескать, действовал исключительно в интересах Франции и строго согласно своим полномочиям. Недавно он заявил, что у него «легко на сердце», а Саркози раскритиковал за нездоровое упорство по отношению к делу. Защита Вильпена, а также часть левых политиков считают, что главе государства не к лицу ввязываться в бесконечные судебные тяжбы и предлагают отложить свою жалобу до лучших времен. Президент республики вольно или невольно оказывает давление на правосудие, а значит, если он выступает роли истца, беспристрастность суда ставится под вопрос. По мнению адвокатов Вильпена, речь идет о «посягательстве на принцип равноценности оружия» борьбы. Но на войне, как известно, все средства хороши, тем более что Саркози никогда не отличался великодушием.
НА КРЮК МЯСНИКА
За свой двухлетний президентский срок Николя Саркози уже не раз подавал в суд на своих обидчиков, то пытаясь запретить продажу куклы-вуду со своим изображением, то рекламу авиакомпании. «Президент не выше закона, но и не ниже его. Он тоже имеет право на защиту», – не устают оправдываться его адвокаты. Вряд ли можно ожидать, что теперь Саркози упустит возможность поквитаться со своим закадычным врагом. «Если я когда-нибудь поймаю инициатора «Клирстрим», я его подвешу на крюк мясника», – негодует Саркози, не уточняя, в отличие от Владимира Путина, за что повесит. Компанию Вильпену на скамье подсудимых составят еще четверо обвиняемых, замешанных в этом деле. Среди них бывший вице-президент европейской аэрокосмической группы EADS и бывший коллега де Вильпена, Жан-Луи Жергорен, который подбросил следствию фальшивые списки, и бывший сотрудник «Клирстрима» Имад Лахуд, подозреваемый в их подделке. В ближайший месяц в зале исправительного суда, где некогда получили смертный приговор французский революционер Дантон и Мария-Антуанетта, будет решаться политическое будущее Доминика де Вильпена. Ставки в этой игре для него высоки. Несмотря на свою нынешнюю политическую изолированность, де Вильпен не отказался от своих президентских амбиций и не прочь взять реванш в 2012 году. Если же бывшего премьера постигнет неудача, то ближайшие пять лет он может провести в менее приятной компании – за решеткой, выплатив вдобавок штраф в €45 000.