Наступление «Альфа-Банка» на Олега Дерипаску выглядит как отлично срежиссированная акция. Арсенал богатый: от перекличек пресс-служб и публичного обмена любезностями до конференц-колла для инвесторов и, наконец, подачи исков о банкротстве. И все это в один день, который для «Альфы» оказался весьма продуктивным. В четверг поздно вечером, после массированной атаки сразу по нескольким фронтам, «Базэл» заплатил ей часть долга – ту, что приходится на «Красноярский алюминиевый завод» и «Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию». «Базэл» же раунд проиграл, но этот проигрыш обойдется ему куда дороже той суммы, что он в четверг перечислил «Альфе»: методы выбивания из него денег теперь могут взять на вооружение и другие кредиторы. Но начался этот беспокойный для «Альфы» и «Базэла» день с ГАЗа, который сообщил, что подписал соглашение о реструктуризации своего долга с 21 банком-кредитором. То есть, со всеми, кроме по традиции несговорчивой «Альфы». Отчаявшись убедить банк поставить свою подпись под документом посредством переговоров, ГАЗ решил воздействовать на него силой печатного слова: «Группа ГАЗ призывает «Альфа-Банк» к подписанию соглашения о реструктуризации в ближайшее время. Подпись «Альфа-Банка» под соглашением необходима для завершения реструктуризации задолженности компании...». Это выступление вызвало недоумение в банке. Его представитель сообщил Slon.ru, что в срыве переговоров

виноват сам должник

 
Прямая речь

«Мы уже почти договорились о реструктуризации»

Источник в «Альфа-банке»
о взаимоотношениях «Базэла» и «Альфы»:
Мы уже почти договорились о реструктуризации долгов, но вдруг Дерипаска прислал свои условия, где прописал некоторые положения, касающиеся деятельности самой «Альфы». Например, запрет на покупку «плохих долгов».
 

: дескать, мы почти обо всем договорились, но тут Дерипаска выдвинул неприемлемое условие реструктуризации – «Альфа» должна отказаться от скупки сторонних долгов принадлежащих ему структур. Если это так, то Дерипаска неспроста об этом заговорил. «Альфа» якобы собирается усилить свои кредиторские позиции, докупив долгов «Русала» и En++, и такие переговоры уже вроде бы ведутся. А раз этот банк – самый «трудный» и принципиальный из кредиторов, то увеличение задолженности перед ним явно ни к чему хорошему не приведет. В подтверждение этих слов представитель «Базэла» заявил, что «Альфа» всю дорогу

требует к себе особого отношения

 
Прямая речь

«Альфа-Банк» требует для себя исключительных условий»

Представитель «Базового элемента» Сергей Бабиченко
о долгах «Группы ГАЗ»:
У них [«Альфа-Банка»] приведена неверная сумма долга, так как «Русские машины» не входят в «Группу ГАЗ», а являются ее акционером. Соглашение о реструктуризации обязательств перед банками касается долгов именно «Группы ГАЗ».
об обвинении «Базового элемента» в желании связать урегулирование задолженности «Группы ГАЗ» с погашением долгов других предприятий группы:
Ситуация обратная. «Альфа-<анк» на протяжении всего времени переговоров требует для себя исключительных и абсолютно неприемлемых условий и намеренно увязывает реструктуризацию обязательств одних предприятий группы с погашением кредитов других бизнесов «Базового элемента».
 

. Разночтения возникли и в сумме долгов ГАЗа. По версии «Альфы», ГАЗ должен ей 8 млрд рублей. Но в ГАЗе утверждают, что данные банка приведены с учетом долгов его акционера – компании «Русские машины», и признают за собой лишь 3,2 млрд рублей. Означает ли это, что вся оставшаяся сумма приходится на «Русские машины», ни в банке, ни в ГАЗе не говорят. Понятно одно: на крайние меры в отношении ГАЗа «Альфа» идти была не готова. О том, что это предприятие банкротству не подлежит, решено на самом верху. И неизвестно, до чего договорились бы таким образом представители двух компаний на страницах СМИ, если бы не следующая новость от «Альфы», поступившая в обед, на этот раз более серьезная, чем нестыковки в пресс-релизах и понятиях. Банк подал в арбитражные суды Красноярского края и Свердловской области иски о банкротстве двух предприятий, входящих в «Базэл», – «Красноярского алюминиевого завода» и «Сибирско-Уральской алюминиевой компании», которые задолжали банку с учетом процентов и пени почти $74 млн. «Русал» тут же отреагировал гневным заявлением, назвав действия «Альфы» рейдерством и сообщив, что попытка инициировать банкротство обречена на провал. О причине, по которой заводы невозможно обанкротить, стало известно позже: «Русал» параллельно вел консультации с крупнейшими кредиторами, после чего решил полностью погасить долг перед «Альфа-банком» в размере $85,9 млн. Сумма по кризисным временам достаточно большая, а готовность расстаться с ней в течение нескольких часов наводит на мысль, что у компаний «Базэла» достаточно стабильная финансовая ситуация. Вот и главный финансовый директор «Альфа-Банка» Эндрю Бакстер, комментируя взаимоотношения с холдингом Дерипаски еще до перечисления денег за двух потенциальных банкротов, был настроен крайне оптимистично: «Группа «Базэл» – наш крупнейший проблемный должник, наш риск на него составляет $750 млн. Но мы довольно-таки близки к разрешению всех вопросов с этим заемщиком, и большая часть одной из сумм, которую он нам должен, а именно $100 млн, уже выплачена, так что наш прогноз очень позитивный». По итогам обмена «любезностями» между «Альфой» и «Базэлом» Дерипаска подставил себя под новые удары. Если есть кредиторы на особом счету, ради которых за пару часов могут достать сотню миллионов долларов, то чем это не повод для других кредиторов поставить более жесткие условия по реструктуризации? Соответственно, Дерипаске придется идти на новые уступки (по размеру пакета акций для залога или графику платежей). А есть еще «Альфа-Банк», на балансе которого по-прежнему висят долги других компаний «Базэла», и он может пару раз обкатать данную технологию возврата кредитов, раз она так удачно работает.