Первое, что приходит на ум, когда слышишь про соглашение Лукашенко и Чавеса – так это огромное расстояние, на которое придется транспортировать нефть. Но расстояние между Саудовской Аравией и США никак не меньше – однако уже десятки лет в США поступают миллионы баррелей саудовской нефти.
Есть еще один способ – замены, когда вместо Венесуэлы нефть в Беларусь будет поставлять какой-нибудь гораздо ближе расположенный к получателю производитель нефти, а Венесуэла вместо него будет поставлять свою нефть его покупателям. Скажем, Венесуэла договорится с Нигерией и та будет вместо США поставлять нефть Беларуси, а венесуэльская нефть займет место нигерийской в США.
Второе – так это то, что с помощью Венесуэлы Лукашенко получил лишь треть потребных для полной загрузки белорусских НПЗ 12 млн тонн нефти. Где он возьмет остальные 8 миллионов – вопрос. Может, Каддафи поможет собрату-диктатору?
Третье – для России, точнее, для ее политиков конфликтная ситуация вокруг поставок нефти в Беларусь имеет еще одно – помимо чисто коммерческого – измерение. Не секрет, что в российской власти есть влиятельная группа лоббистов китайских интересов. Создание единого таможенного пространства в составе Россия–Беларусь–Казахстан в значительной мере выводит Казахстан из зоны китайского влияния, в то время как Китай имеет в богатом природными ресурсами Казахстане серьезные интересы.
Таким образом, задача Китая и его российских лоббистов – разрушить проект единого таможенного пространства. Что и делается через конфликт с Беларусью.