Россия занимает третье место в рейтинге, составленном по «Индексу IKEA». Но если в Японии, получившей пальму первенства, и Австралии, занявшей второе место, величина индекса объясняется стоимостью доставки и высоким уровнем доходов населения, то в России есть целый список различных «стимулов», которые работают вопреки здравому смыслу. В нашей стране много дешевого леса и стоимость финской продукции у нас вполне могла быть значительно ниже. Но факты говорят об обратном. Коррупция, высокая стоимость входных барьеров, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, – все это провоцирует бизнес максимально быстро окупить проект: не за 10 лет, а за 3 года, – потому что неизвестно, сколько же он сможет приносить им прибыль и существовать вообще. Еще один фактор – низкая конкуренция. Трудно найти страну, где IKEA является единственным игроком в целой категории, а в России соперников у компании нет. Кроме того, стоит вспомнить скандалы, которые довольно часто мелькают в прессе, когда IKEA по эксклюзивной схеме подключается к электричеству, строит дополнительные инфраструктурные объекты для того, чтобы запустить магазин. Все это закладывается в цену товаров, а покупатели становятся заложниками неэффективной системы управления. Вряд ли в ближайшее время мы опустимся в рейтинге, потому что сипмтомы нашей «болезни» быстро не лечатся. Мы так же богаты, как Япония, и не столь далеки, как Австралия, леса у нас больше, чем у многих стран мира, которые попали в рейтинг, но IKEA еще долго будет стоить сравнительно дорого, по крайней мере, пока у нее не появятся конкуренты.