Тяжелый 2009-й | Без потребления и производства | Третий год кризиса
Новый прогноз «Центра развития» вышел сразу после правительственного прогноза социально-экономического развития России на 2010 – 2012 гг., который не сильно изменился по сравнению с летним вариантом и предусматривает, что в 2010 г., судя по доступным данным, российская экономика начнет расти, а в 2012 почти выйдет на докризисный уровень с ростом ВВП 4,3%. На этих оптимистичных цифрах основан и недавно направленный в Думу проект бюджета-2010. Но мы считаем, что все будет совсем не так прекрасно, даже если цена на нефть будет выше, чем заложено в бюджете.
ТЯЖЕЛЫЙ 2009-й
Есть позитивные для России сигналы: прохождение дна кризиса в мировой экономике, укрепление платежного баланса на фоне роста нефтяных цен и выхода физических объемов экспорта на докризисный уровень, снижение инфляции и рост нефтегазовых доходов. Но одновременно укрепляются новые негативные тенденции, грозящие российской экономике переходом от рецессии запасов (большая часть падения экономики сейчас объясняется сокращением запасов) в рецессию спроса. К ним относятся отсутствие устойчивых драйверов экспорта, высокий потенциал роста импорта и ускорение падения реальных доходов населения во внебюджетном секторе. Вместо так толком и не начавшегося импортозамещения началось восстановление импорта, снижаются инвестиции, вновь сокращается объем выданных кредитов не только со стороны частных, но и государственных банков. В связи с этим мы хотя и несколько скорректировали в лучшую сторону наш прогноз сокращения ВВП на текущий (с -10,7% до -9,6%) и на следующий годы (с -1,8% до -1,6%), однако, в отличие от правительственного варианта, наш по-прежнему предполагает сокращение ВВП в следующем году. И это даже при более высоких, чем в официальных прогнозах, ценах на нефть (мы ожидаем среднюю цену в $70 за баррель российской нефти в 2010 г.). Динамика экспорта в 2009 г. опережает наши ожидания. Физические объемы экспорта российских товаров уже в июле текущего года вернулись к уровням, которые наблюдались год назад. В августе объемы экспорта российского газа превысили прошлогодний уровень почти на 20%. Также повышательную динамику показывает экспорт нефти (+5,6%) и угля (+27%). Еще немного и будет достигнут исторический максимум в объемах экспорта в тоннах, но конечно не в валютном выражении. Именно поэтому мы улучшили прогноз по ВВП на 2009 г. Но он все же остается хуже правительственного, так как внутренний спрос в отличие от внешнего, сокращается. Причем, быстрей, чем мы предполагали раньше. В августе продолжилось сжатие основного компонента внутреннего спроса – потребительских расходов населения. Рост доходов бюджетников и пенсионеров не привел к росту потребления.
Центр развития | Минэкономразвития, июль 2009г., вариант 1b | |
2010 | 2010 | |
| Национальные счета | | |
| Номинальный ВВП, млрд. руб. | 39822,3 | 42929,8 |
| Номинальный ВВП, млрд. долл. | 1323,0 | 1260,7 |
| Реальный ВВП, рост % | -1,6 | 1,7 |
| Промышленность, рост % | -2,3 | 0,8 |
| Розничная торговля, рост % | 2,4 | 2,6 |
| Инвестиции, рост % | -3,3 | -1,2 |
| Инфляция | | |
| Инфляция, % (дек/дек) | 8,1 | 10,0 |
| Инфляция (среднегодовая), % | 9,3 | 10,7 |
| Платежный баланс | | |
| Экспорт, млрд. долл. | 354,5 | 294,3 |
| прирост в валюте, % | 14,5 | 7,3 |
| Импорт, млрд. долл. | 233,9 | 200,5 |
| прирост в валюте, % | 19,4 | 5,5 |
| Валютный курс | | |
| USD/RUR (средний) | 30,1 | 34,1 |
| Реальный эффективный курс рубля, (среднегодовой), % | -5,0 | -2,8 |
| Экзогенные параметры | | |
| Цена на нефть URALS, средняя за год, долл./барр. | 70,0 | 60,0 |
| Курс долл./евро | 1,5 | 1,4 |
на конец года
** без внебюджетных фондов
*** с учетом переоценки резервов
минус означает укрепление рубля
БЕЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА Есть все основания полагать, что и в 2010 г. доходы пенсионеров (которые вырастут сильнее всего и, по словам Владимира Путина, станут двигателем расширения спроса) на самом деле не перейдут в потребление полностью, при том, что доходы бюджетников и вовсе снизятся, в отличие от текущего года. Поэтому, а также из-за слишком оптимистичной оценки правительством динамики импорта, наши с ним прогнозы роста ВВП очень сильно расходятся. В 2010 г. даже взрывной рост пенсий – почти на 40% год к году в реальном выражении – не позволит компенсировать снижения фонда оплаты труда на 5 – 6% во внебюджетном секторе и на 7,0 – 7,5% в бюджетном, где индексация доходов отменена. В результате реальные располагаемые доходы населения в целом будут стагнировать, увеличившись лишь на 1,5 – 2,5%. Если учесть, что склонность населения к сбережениям растет, то получится, что в правительстве зря надеются на рост внутреннего спроса. Так же как несбыточна надежда и на восстановление предкризисной запасоемкости экономики, то есть отношения запасов к объему продаж – этот показатель в перегретой инфляционной экономике России был чрезмерно завышен. Но главное даже не это, а то, что единственная сейчас опора российской экономики – экспорт – в следующем году не вырастет. По физическим объемам экспорта Россия вышла на уровень прошлого года. В каких-то секторах уже достигнут, а в других будет достигнут очень скоро и физический предел наращивания экспорта. Не говоря уже о том, что не все ясно и с ценами. Например, запасы сырой нефти и нефтепродуктов в мире сейчас выше «комфортного» (среднего за последние 5 лет) уровня, а по некоторым видам углеводородов – находятся на самом высоком уровне с января 1983 г. Это означает не только невозможность экспортировать больше, но и несбыточность надежд на заметный рост цен.

Государство сделало выбор: оно ориентируется на поддержку спроса, а не на сокращение издержек. Спрос предполагается поддерживать и на товары, и на услуги естественных монополий. Решение не замораживать тарифы (вопреки тому, что было сделано, например, в 1998 г.), накладывает обязательства и по поддержанию доходов населения. Потому что если тарифы быстро растут, а доходы быстро снижаются – то это чревато последствиями. То есть государство дает установку бизнесу не резать зарплаты и само поднимает зарплаты бюджетникам. А это снижает шансы на рост, основанный на импортозамещении. То есть особых выгод от девальвации не будет, особенно если учесть, что основные торговые партнеры тоже девальвируют свои валюты.
Вот Всемирный банк в своем последнем докладе призывал поднять социальные расходы еще на 1% ВВП – чтобы самые бедные бросились покупать российские товары и поддержали промышленность. Но для этого наши товары должны быть по-настоящему дешевы. А этого не будет. Если посчитать зарплаты в обрабатывающей промышленности в долларах, то за последние месяцы в результате девальвации они снизились на четверть и составляют около $590. Совершенно очевидно, что просто нельзя рассчитывать на что-то сравнимое с 1998-99 гг., когда экономика, как некоторые считают, быстро стала расти именно из-за снижения зарплат и импортозамещения. Ведь тогда зарплаты в промышленности в долларовом выражении сократились в 2,6 раза, составив в сентябре 1998 г. в среднем $69. Сейчас и снижение на порядок меньше, и сам размер зарплат на порядок выше. Вряд ли в таких условиях можно рассчитывать на эффективное импортозамещение.Так что вместо попытки отобрать какие-то рыночные ниши у импорта, российские предприятия предпочли выжимать все, что можно, из тех ниш, которые сейчас занимают. А это не тот путь, который ведет к быстрому росту. Это путь к скорому возобновлению экспансии импорта.
Ведь он просел больше, чем должен был бы в соответствии со скромной девальвацией, и у него сохраняется пространство для роста. А с учетом стратегии российских промпредприятий это пространство только увеличивается за счет ниш, занятых пока отечественными производителями.
В правительстве этого будто не замечают, также как и крепнущего рубля. И по-прежнему надеются, что импорт будет на крайне низком уровне. Эта вера ни на чем не основана. И жаль, но на ней самой основан прогноз и бюджет на следующий год.
Мы считаем, что восстановление импорта, сократившегося в начале года, будет на порядок более быстрым, чем ожидают в правительстве, и составит около 20% в 2010 г. А рост импорта напрямую ведет к сокращению ВВП. Именно поэтому мы уверены, что следующий год станет очередным годом падения российской экономики. К сожалению, даже наш прогноз (-1,6%) может оказаться недостаточно пессимистичным из-за многочисленных рисков, которые очевидно присутствуют, но не могут быть точно учтены в численном прогнозе. Помимо того, что кредитное сжатие, вопреки победным заявлениям некоторых чиновников и банкиров, продолжается, можно назвать такие риски, как волатильность валютного курса или дефициты региональных бюджетов. Центробанк дал
слишком много воли курсу рубля



Многим странными и неожиданными показались действия ЦБ. Только в начале сентября Улюкаев говорил, что ставка может опуститься к концу года до 9,5%, – и практически сразу же такой резкий шаг в этом направлении, который задает более высокую скорость, чем та, на которую рассчитывал рынок, исходя из заявлений руководства ЦБ. В ЦБ, я думаю, не слишком верят в то, что ставка влияет на инфляцию. Зато там вполне могут верить, что она влияет на кредитование, в котором наметилось какое-то оживление. Это, скорей всего, не так, и основная причина – начавшая работать система госгарантий, но в ЦБ могут думать по-другому. И значит, оживление в кредитовании их ободрило, они сочли это своей заслугой (а не заслугой правительства) и решили его подстегнуть. Что касается валютной версии действий ЦБ, то в последнее время он наоборот старался всячески демонстрировать, что далек от управления курсом, снижал интервенции, особо не вмешивался. Хотя, надо сказать, что у ЦБ был такой неофициальный коридор – между 36,4 и 38,5 рубля за бивалютную корзину. Сейчас рубль из этого коридора вышел. В дальнейшем ставка будет снижаться, большинство экономистов ожидает 9,5% к концу года. Хотя понятно, что тому же Улюкаеву во всем верить нельзя: он часто говорит свое мнение, а не мнение ЦБ, и не всегда может убедить коллег в своей правоте.
. Этого не позволяет себе больше никто из экспортоориентированных стран, за исключением Норвегии. Все они довольно жестко управляют курсом, что, возможно, следовало бы сейчас сделать и в России, так как если тенденция к укреплению рубля сохранится, будут задушены и немногие конкурентоспособные предприятия обрабатывающей промышленности. Это, конечно, приведет к падению производства и ВВП. К тому же результату приведет и сокращение госрасходов. На федеральном уровне все в порядке, но регионам нужно откуда-то взять дополнительные 500 млрд рублей. Если они так и останутся с этой незаделанной дырой, то только из-за этого ВВП сократится на дополнительные 1,3 п.п.
0

http://www.slon.ru/articles/1430/