Сократить неувольняемых | Суицид в норме
За прошедший кризисный год руководителям французских компаний доставалось от сотрудников не раз: то в заложники возьмут, то угрожают «все взорвать к чертой матери». Теперь в моду входит «суицидальный шантаж». С начала 2008 года в крупнейшей во Франции телекоммуникационной компании France Telecom покончили с собой или пытались это сделать уже 24 сотрудника. Совпадение, протест или реакция на жесткий стиль менеджмента? Французские профсоюзы, верные своей гуманистической роли, во всем винят руководство компании, которое в погоне за эффективностью довело людей «до ручки».
СОКРАТИТЬ НЕУВОЛЬНЯЕМЫХ
Не секрет, что рабочий климат в компании действительно напряженный. Такая ситуация сложилась после того, как в 1997 г. правительство Лионеля Жоспена было вынуждено пойти на частичную приватизацию государственного телефонного монополиста в соответствии с директивой Евросоюза либерализовать европейский рынок связи. Как и в большинстве госкомпаний, штат сотрудников был излишне раздут, но новое руководство ничего не могло с этим поделать на законном уровне: одним из условий приватизации было сохранение работниками статуса госслужащих, с которым уволить кого-либо практически нереально. Поэтому в ход была запущена политика выживания работников из компании: принудительные кадровые пертурбации, перевод в дыру – в филиалы малопривлекательных регионов, создание климата конкуренции между работниками. На индивидуальных же собеседованиях многих работников убеждали в их некомпетентности и предлагали уволиться по собственному желанию. Таким образом, не мытьем так катаньем, за последние три года компания сократила 22 000 рабочих мест. Забастовки против сокращений не помогли – пошли самоубийства. Безусловно, тот факт, что за последние месяцы сразу несколько служащих крупной компании свели счеты с жизнью, а многие еще и на своем рабочем месте, оправдывая в предсмертных записках свой поступок профессиональным стрессом, заставляет обратить внимание на корпоративную политику France Telecom. Но и взваливать всю ответственность за суициды на руководство, как это делают профсоюзы, было бы по меньшей мере наивно. Как говорит Камю в «Мифе о Сизифе», «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства». А уж он наверняка разбирался в этом вопросе лучше заурядного профсоюзного работника. Конечно, не стоило президенту France Telecom Дидье Ломбару в обстановке всеобщей истерии заявлять, что он-де положит конец «этой моде на самоубийства, которая всех шокирует». Потом пришлось оправдываться, что это он с английского сделал неудачную кальку – английское «mood» («настоение») перевел как «mode» («мода»). Правда, в английском «mode» имеет то же значение, что и во французском, но, в конце концов, речевыми ляпами французских высоких должностных лиц никого уже не удивить. Однако, прав Ломбар в том, что суицид – дело глубоко интимное и редко спонтанное. Кто знает, что там было на уме у последнего самоубийцы – СЕО France Telecom в департаменте Верхняя Савойя, который будучи главой семьи и отцом двух детей, в возрасте 51 года в прошлый понедельник сиганул с развязки на автодорогу номер 41: может, помимо тяжелой работы еще и жена запилила или потенция пропала. Копил, копил в душе, раз – и переклинило. Хотя в письме, которое он оставил, просит во всем винить «климат» во France Telecom.
СУИЦИД В НОРМЕ
C другой стороны, если обратиться к статистике (хотя в подсчетах самоубийств стоит принимать во внимание высокий уровень погрешности), то выходит, что количество суицидов в France Telecom соотносимо с числом покончивших с собой по стране в целом. Каждый год во Франции, 21 человек из 100 000 кончают жизнь самоубийством. В компании France Telecom, в которой работает в общей сложности 102 000 человек, за полтора года произошло 24 суицида. Получается, норма. За последние месяцы France Telecom нередко занимала первые страницы газет и журналов. Однако психологи предупреждают, что излишнее привлечение внимания к проблеме несет в себе опасность. «Волна суицидов служит индикатором серьезного социального кризиса в обществе. Суицид заразен, как вирус. Пока корень проблемы, толкающий к этому акту, не будет устранен, случаи самоубийств будут множиться», – говорит Мишешь Дебу, директор Национального союза по предотвращению суицидов. Возможно, в этом кроется причина того, что в сентябре попытки самоубийств в France Telecom резко возросли. В попытке предотвратить суициды на рабочих местах France Telecom пообещала в ближайшее время нанять больше штатных психологов и временно приостановить ротацию кадров. А пока в компании заблокировали открытие всех окон и выходы на балконы. Если так пойдет и дальше, видимо, следующим шагом станет замена стационарных телефонов на беспроводные.