Не Стигом единым | Деньги на ветер | Журналистская солидарность

НЕ СТИГОМ ЕДИНЫМ


Леонид Бершидский в своем блоге «Зачем русскому банкиру читать шведские детективы» рекомендовал Владимиру Антонову читать Ларссона. Главред Slon.ru писал о покойном шведском писателе Стиге Ларссоне, но, как выяснилось, был прав вдвойне: банкиру стоило бы обратить внимание и на однофамильцев Стига. Например, на Герхарда Ларссона, репортера газеты Dagens Industri. Именно он первым написал о роли шведского правительства в сделке по покупке автомобильного концерна Saab нидерландской компанией Spyker Cars. Точнее, об усилиях шведских чиновников в выдворении семьи Антоновых из акционеров Spyker.
Напомним, что Национальное долговое агентство (National Debt Office или Riksgälden – по-шведски) провело частное расследование группы Антоновых, а полиция безопасности (Säpo) изучила деятельность компаний, которые являлись главными собственниками Spyker Cars. Отчет Säpo, как писала Dagens Industri, содержал информацию о связях группы Антонова с отмыванием денег для криминальных структур. Материалы были высланы коллегам Säpo из американского ФБР, а то, в свою очередь, дало General Motors указание заморозить переговоры со Spyker. В результате, GM выдвинул Spyker требование о том, что Антоновы должны полностью выйти из состава акционеров голландской компании до того, как переговоры о покупке Saab будут продолжены.

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР


Как выяснилось, Владимир Антонов Герхарда Ларссона не читал. В интервью корреспонденту Slon.ru Елене Ходяковой «товарищ Антонов» заявил следующее: «Мы проводили собственное расследование. И как оказалось, девушка, которая писала эту статью, – фрилансер, которая вообще до этого времени никогда к автоидустрии не имела никакого отношения. Она всю жизнь раньше писала о погоде, о природе, о птицах, о кухне, о детях. А профильный корреспондент, я с ним потом парой недель позже встречался, тоже был крайне удивлен, что все это прошло мимо него».
Было бы интересно узнать, сколько средств было истрачено на это «собственное расследование» и какие умелые детективы его проводили. Ведь достаточно было всего лишь раздобыть печатный номер Dagens Industri за 30–31 января этого года. Оказалось, что вся история, рассказанная Антоновым о девушке-фрилансере, которая писала о чем угодно, но только не об автомобилях, – выдумка чистой воды. Для доказательства этого пришлось провести свое альтернативное расследование, журналистское. Я связался с редакцией газеты Dagens Industri и попросил выслать копию статьи по электронной почте. Ответ пришел от того самого Герхарда Ларссона. Он вовсе не девушка, а мужчина в расцвете лет (как и его земляк Карлсон), состоит в штате редакции и пишет именно про автомобили. Шведский аналог Елены Ходяковой.
Читатели сами могут увидеть обложку газеты и печально знаменитую статью.


ЖУРНАЛИСТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ Поскольку Антонов, как и многие отечественные бизнесмены и политики, считает во всем виноватыми журналистов, мне захотелось проверить правдивость и другого его утверждения: «То есть базировалось все на одной статье, которая сослалась на человека по имени Ханс Линдблат – это секретарь National Debt Office. При этом стоит ли говорить, что у меня есть письмо, которое он переслал мне по электронной почте, где он пишет, что никогда и ничего подобного он не говорил». Скажем сразу, что Ханс Линблад не является секретарем National Debt Office и даже не имеет к нему прямого отношения. Он работает статс-секретарем министерства финансов, то есть, выражаясь понятным языком, одним из заместителей министра. Читатель наверняка догадался, что я постарался получить ответы и от Линдблада. Хансу Линдбладу были заданы два вопроса: – правильно ли его цитировали в Dagens Industri? – посылал ли он какое-либо сообщение Антонову с указанием на неправильное цитирование? К сожалению, г-н заместитель министра, хотя и поблагодарил меня за посланное электронное письмо, от прямых ответов воздержался: «У меня, однако, нет дополнительных комментариев по этому делу». Зато прямой ответ нашелся у коллеги-журналиста, профильного автора Герхарда Ларссона: «Ханс Линдблад цитировался в статье корректно, и с его стороны не было каких-либо критических комментариев по этому поводу в сторону Dagens Industri». Здесь можно поставить точку. Не в истории с участием русского капитала в покупке Saab, а в том, как отдельные бизнесмены неумелы в общении со СМИ. Я не испытываю классовой ненависти к бизнесменам, большую часть своей журналистской карьеры я писал именно о бизнесе, но мне претит неправда. Тем более столь незамысловатая. И еще я очень не люблю, когда на журналистов пытаются вешать всех собак. Корпоративная солидарность не является для меня пустым звуком. Читайте Ларссонов, господин Антонов!