
Сегодня только ленивый не рассуждает на тему инновационной экономики. И первое, что приходит в голову, когда начинаешь думать о реальных путях ее создания, – конечно, российский интернет, внутри которого уже появилось несколько успешных бизнесов с миллиардной капитализацией. Казалось бы, надо срочно искать талантливых и амбициозных предпринимателей, которые в одночасье построят нам новый Google или Microsoft, заметно приблизив осуществление мечты об инновационном будущем. С одной стороны Рунета, многие действительно пытаются что-то создавать, с другой – инвесторы активно ищут проекты, которым финансовые вливания помогли бы превратиться в гигантов мировой сферы высоких технологий. Все что-то делают … а желанного результата так и нет. Объяснение очень простое: каждая сторона банально не понимает другую. Не понимает, и все тут! Это я окончательно понял несколько дней назад на финале конкурса Russian Startup Challenge, созданного проектом StartupPoint, совладельцем которого я являюсь. Не надо говорить, что русские не могут делать хорошие стартапы, что у нас нет своих интересных идей, и вообще все копируем у Запада, – это не так. По моему скромному мнению, финалисты Challenge продемонстрировали уровень не хуже финалистов крупнейших западных венчурных конкурсов. Вот только реакция на них со стороны инвесторов и экспертов нашего рынка была, так скажем, несколько неоднозначной … Причины банальны и уже давно набили оскомину: стартаперы не умеют создавать правильные бизнес-планы, частенько не очень хорошо разбираются в деталях рынка, и прочая, и прочая. Проблемы у всех одни и те же; многочисленные эксперты и потенциальные инвесторы, видя это, привычно отметают всех, не особо вникая в суть… Как следствие, масса хороших идей не только не получают денег, но со временем просто умирают. Парадоксально, но факт. Но почему авторы новых проектов должны уметь все это делать?! Кто им рассказал, показал, объяснил, научил? Никто. Поэтому лично моя цель на ближайший год – построить такую платформу для стартаперов, которая позволит им научиться говорить на одном языке с профессиональными инвесторами. Сейчас я убежден в том, что если бы создатель Chatroulette Андрей Терновский обратился за стартовыми вложениями к любому из инвесторов на сегодняшнем российском рынке, то в инвестициях ему бы отказали, сославшись на вторичность, легкоповторимость и немонетизируемость этого сервиса. Именно поэтому талантливый автор попросил денег у родителей. А российские инвесторы стали проявлять к сервису заинтересованность, только когда он покорил Запад.