Toyota отзывает свои модели одну за другой. Для переналадки системы стабилизации компания по всему миру, в том числе и в России, отзывает 34 000 внедорожников Lexus GX460 и Land Cruiser Prado. Японцы заплатят штраф $16,4 млн за то, что несвоевременно сообщили американским властям о неполадках. Это крупнейший такой случай в истории автопрома: из-за дефектов педали акселератора в общей сложности будет отозвано около 8,5 млн машин. А несколько дней назад Toyota объявила об отзыве в США 600 000 минивэнов Sienna из-за проблем с креплением запасного колеса. По сути, вся эта история с отзывами – это крах Toyota. Но не только Toyota как бренда – по большому счету, это крах всей Toyota Production System (TPS). А ее использует не только Toyota, в той или иной мере по ней все автопроизводители. Ее пытаются внедрить и в России – в автомобильном холдинге Олега Дерипаски «Русские машины», в частности на ГАЗе, и на «Урале». Другими словами, если TPS, цель которой – обеспечивать качество и ловить блох на конвейере (дефекты в машинах) – допустила такую большую ошибку, наверное, многим теоретикам-организаторам производства придется серьезно задуматься над тем, как производить автомобили дальше. На самом деле, досужие разговоры о том, что японская Toyota – это одно качество, а английская, турецкая или российская – совсем другое, не имеют под собой никаких оснований, везде та же TPS. Одна TPS – одно качество. Но проблемы с российскими «тойотами» возникали, об этом пишут владельцы этих машин на форумах. И хотя в сознании людей Toyota/Lexus, с точки зрения качества, остаются чуть ли не идеальными автомобилями, у реальных пользователей поводов для недовольства своими машинами все больше и больше. Второй момент, который связан с этим отзывом и также очень важен: история с Toyota заставляет задуматься над тем, как сейчас испытываются машины перед тем, как они попадают в продажу, и заново осмыслить роль электроники в управлении автомобилем. Автопром зашел очень далеко. У BMW есть, к примеру, система Active Steering: дополнительный электродвигатель изменяет угол поворота рулевого колеса в зависимости от скорости движения. Многие его ругают, но мне, например, он по душе. То же самое можно говорить о всевозможных системах поддержания устойчивости автомобиля вроде ESP, которые давно и прочно вошли в автомобильную жизнь. Я несколько лет управлял автомобилями, где все такие системы есть, но недавно возникла необходимость на неделю пересесть в машину почти отечественную, где ничего этого нет. И чувствовал я себя, мягко говоря, не очень удобно. Мы к этому привыкли, это неизбежная часть технического прогресса. И в глобальном смысле уже нет обратного пути в век механики, в век простых неубиваемых конструкций, в век, условно говоря, второго VW Golf, Audi «бочки» (Audi 80), век «Жигулей». Машины с каждым обновлением и поколением становятся все более сложными, но одновременно все менее защищенными «от дурака». Люди привыкли к хорошему, и большинство из них даже не знает, как управлять автомобилем. Они не владеют физикой процесса, не понимают, как и что происходит. Но это – неизбежная плата за массовую автомобилизацию. То есть, по большому счету, это – нормально. В каком направлении идут мировые разработки автомобилей? По большому счету, все идет к той картине, какую описывают фантастические романы: когда машины будут ездить сами. Какие-то наработки уже есть. У Volkswagen, к примеру, есть система, которой надо только одним нажатием кнопки сообщить о том, что мы желаем запарковаться, и дальше она все сделает сама, даже найдет место подходящее для парковки. В конце нужно будет лишь еще одно нажатие, чтобы остановить парковку. И это уже реальность – этой системой оснащаются серийные машины. BMW испытывает системы, которые позволяют машинам общаться друг с другом, передавая соответствующую информацию. У некоторых моделей есть активный круиз-контроль: он позволяет ездить даже по городу, вообще не касаясь педалей газа и тормоза, главное – держать траекторию, вести машину по направлению к цели. Прогресс ведет к тому, что человек принимает все меньше и меньше участия. Но если сейчас с электроникой возникают проблемы, причем не у кого-нибудь, а у Toyota, которая все последние годы была едва ли не эталоном качества, это означает, что нужно пересматривать всю систему испытаний – так, чтобы в какой-то момент не случилось аварии. Представьте: человек привык полагаться на тот самый активный круиз-контроль. Что будет, если он откажет? А ведь такие системы очень расслабляют, начинаешь больше внимания уделять музыке, радио, аудиокниге. Приходится подавлять в себе желание проверить электронную почту с телефона. Сейчас производители, скорее всего, остановятся, чтобы переосмыслить работу над качеством машин, а вместе с тем может застопориться и технический прогресс. Но, наверное, это правильно. Слишком уж мы увлеклись прогрессом и забыли, как на самом деле управлять автомобилем.