Чтобы понять, зачем Михаил Прохоров при разработке собственного автомобиля обратился за помощью к итальянским дизайнерам и инженерам, нужно осознать несколько принципиально важных вещей. Ключевой во всей этой истории момент: собственные компетентные разработки у нас, теоретически, есть, но все это – лишь голая теория. Практика последних десятилетий ни разу не доказала, что мы что-то вообще способны разработать с нуля в автомобильной сфере, не говоря уже о чем-то инновационном.

Ведь даже дизайн рестайлинговой версии ВАЗ 2110 (Lada Priora), одной из самых популярных на российском рынке моделей, делали итальянцы. Если точнее, они разработали переднюю часть автомобиля и интерьер. Мы действительно не можем сегодня сделать что-либо стоящее с нуля своими силами. Максимум, на что мы способны, – это доводка автомобиля.
У итальянцев сейчас очень много заказов от стран так называемого третьего автомобильного мира, от компаний, которые хотят выдвинуться, но не имеют соответствующих компетенций. Как на наиболее перспективных клиентов итальянцы молятся на китайцев и индийцев. Однажды в городе Турине мне удалось пообщаться с русскими ребятами: один из них работал, кажется, на Bertone, а другой – на Giugiaro. Они рассказывали про свой опыт работы на китайцев. Пришли к ним представители одной из китайских компаний и говорят: «Сделайте так». Показывают снимок одного известного немецкого «четырехдверного купе». Только то, что дизайнеры сначала нарисовали, клиентам не понравилось. Проект пришлось перерисовывать несколько раз. У заказчика все время были какие-то замечания. В итоге, после третьей или четвертой итерации, когда все пожелания клиента были исполнены, получился тот самый седан с фотографии, с которого все и начиналось. Это к вопросу о том, почему китайцы рисуют копии.
У наших традиции в автомобилестроении немного другие. Если наши будут что-либо заказывать сеньерам итальянцам, получится, в конечном счете, что-то более самобытное. В этом смысле мы ближе к Европе.
Конечно, раньше обещалось, что это будет чисто русский автомобиль, но опять же, что такое чисто русский автомобиль сейчас? Откуда, к примеру, изначально пошла Priora, как и все «Жигули»? Кстати, первые переднеприводные «восьмерки» и «девятки» дорабатывались инжиниринговой компанией Porsche.
То есть, когда были разговоры о том, что автомобиль Прохорова будет сделан на основе какой-то российской модели, уже было, в общем-то, очевидно, что большая доля популизма в проекте есть. Сейчас это просто стало более очевидно. Но если идет речь о том, что автомобиль будут разрабатывать для России в рамках проектной группы с участием русских специалистов, если сейчас наши ребята ездят и смотрят, что же именно могут другие, учатся у них, это, наверное, вполне патриотично, а на качестве не скажется.
Вернемся к Priora: большинство ведь даже не знает, что ее разрабатывали итальянцы. Для большинства это – русская машина. Тут тот же случай: когда надо, автомобиль от Прохорова будет «русским», а когда надо – можно будет с гордостью сказать: «а вот это у нас разрабатывали господа итальянцы».