Отказ ТНК-ВР от разработки Ковыктинского месторождения можно рассматривать как закономерный итог этой истории. В принципе, лицензию на разработку месторождения изначально не следовало выдавать, но в последние годы власти исправляли эту давнюю ошибку, наращивая давление на держателя лицензии и создавая максимально благоприятные возможности «Газпрому» для вхождения в данный проект. Сам газовый монополист, однако, показал лишь очень слабый интерес к проекту, что также показывает, что в краткосрочной перспективе газ с данного месторождения в стране и за ее пределами не нужен, а значит, не нужна и лицензия.

Изначально в лицензионные требования были заложены нереальные планы по объемам добычи, что в дальнейшем стало удобным рычагом для давления на компанию-держателя лицензии. Предположения об объемах потребления газа на близко расположенных территориях не оправдались. Отказываясь от развития данного проекта, ТНК ничего не теряет, но получает возможность для более свободного взаимодействия с властями по другим вопросам.

Проблемы, с которыми столкнулась компания при попытках освоения Ковыкты, показывают, насколько сложным является взаимодействие с «Газпромом» даже для крупных компаний – одним из главных камней преткновения стала невозможность транспортировки газа потребителям, что делало невозможной добычу.

Особенность состава газа Ковыктинского месторождения также заставляет задуматься о сохранении его нетронутым на будущее. Высокое содержание в газе гелия не столь важно сейчас, но может стать очень интересным и выгодным в последующие годы. Необходимость выделения гелия отмечалась еще при выдаче лицензии, но пока, похоже, использование данной технологии не даст никакой выгоды и приведет только к увеличению издержек.

Интересно посмотреть на историю с Ковыктой и в свете модной сейчас темы разработки месторождений сланцевого газа. Борьба за лицензию на Ковыкту – это типичная история «досланцевого» периода, когда основной интерес представляли остававшиеся неразработанными крупные месторождения. Если же подтвердятся оценки зарубежных компаний, предполагающих наличие крупных запасов «нетрадиционного» (сланцевого и угольного) газа в более доступных регионах страны, то интерес к Ковыкте вернется только тогда, когда более важным ресурсом станет не сам горючий газ, а содержащийся в нем гелий.