В районе Африканского рога, похоже, опять захвачено судно с российским экипажем на борту. Общую стоимость танкера и груза, находящегося на его борту, я оцениваю примерно в $100 млн. Для пиратов танкеры, как и контейнеровозы, самая ценная добыча: первые — потому что в них дорогой и опасный груз, а вторые — потому что контейнерные грузы можно быстро распродать в розницу. За них можно получить больше денег в качестве выкупа. О требовании выкупа за «Московский университет» «Новошипа» пока ничего не слышно, но, не сомневаюсь, что вскоре эта информация последует. Ведь в первую пиратов очередь интересует именно он, а не сама нефть, плывшая китайцам. 

Нападений на торговый флот с каждым годом становится все больше и больше. Судовладельцы все платят и платят, и затраты у них становятся все выше и выше. Растут затраты на страховку. Раз пиратская активность все никак не утихнет, у страховых компаний сформировался рынок сборов по страховкам от захватов судов. Но на самом же деле до тех пор, пока ситуация с захватом не разрешилась, страховые компании стараются в это дело не вмешиваться. Выплаты страховки всегда сопровождаются с большими проблемами, ведь непонятно, кто посредник, непонятно, куда пошла наличка, и не факт, что деньги используются по назначению, и так далее. Сейчас, когда кризис, ставки страхования не очень высокие, несколько миллионов долларов. А когда мир выйдет из кризиса, ставки будут выше, и это будет совсем другая история, и проблем с выкупом кораблей будет еще больше. 

Платить выкуп или не платить? Судовладельцам дешевле заплатить пиратам за скорейшее освобождение судна и дальше получать с него доход, чем ждать месяцами, пока его освободят. Ведь репутация судовладельца пострадает, если с его танкером или сухугрузом что-то случится, экипаж погибнет, а груз в итоге не придет по назначению. Но позиция америаканцев такова: пиратов нужно приравнять к терррористам, а это означает, что никаких переговоров с ними проводить нельзя и тем более не нужно поддаваться на шантаж, выплачивая им компенсацию за освобождение судов. С санкции президента Обамы в прошлом году была проведена силовая операция по освобождению американского моряка. На первый взгляд, кажется, логично: если не платить выкуп, то и корабли захватывать не будут. Но как же жизни членов экипажей? 
Можно, конечно, всем торгующим странам собраться да нагнать в Сомали свой спецназ на борьбу с пиратами. Только вот штука в том, что можно убить отдельных людей этой системы, но саму систему нападений на корабли таким образом не уничтожишь. Пиратство — выгодный бизнес десятка рыбацких поселков. Люди, живущие там, реально влачат нищенское существование, и ничего, кроме заработков на захвате кораблей, проходящих мимо их мятежной стороны, у них нет. Собрать какой-то урожай практически невозможно, а рыбачть им не дают: вся рыба полностью вылавливается промышленными траулерами крупных корпораций. А если всю рыбку увезли богатые дяди в богатые страны, то что делать этим людям, которым просто нечего есть? В 1970-80-х годах СССР завез им много автоматов Калашникова и ручных противотанковых гранатометов (РПГ), которые можно свободно купить. И если на рынке АК стоит дешевле, чем 10 кг рыбы, то почему бы не купить его и не пойти грабить? 

Но бизнес на захватах торговых кораблей устроен таким образом, что нищим сомалийским деревням достается в самом лучшем случае 70% денег, которые судовладельцы платят в качестве выкупа. В переговорах между захватчиками и судовладельцами всегда участвуют посредники. Хочу заметить, что это не немецкие посредники, не французские и не американские, а именно английские. Британские морские финансовые институты были созданы в 15-16 веках на пиратские деньги. Они и сейчас не гнушаются взаимоотношений с захватчиками кораблей. Не удивлюсь, если в этом активно участвует, например, Lloyd's. 

С точки зрения закона такие посредники не совершают ничего плохого. Но они делают так, чтобы деньги, данные на выкуп, были чистенькими, а та же Россия или другая страна-владелец судна не могла отследить, как выкуп попадет пиратам. И если мы о самих захватах знаем, то о его финансовых последствиях, как правило, нет. Мы можем только видеть, что судно вновь ходит по торговым маршрутам благодаря английским посредникам. Так что И 30%, а то и все 40% отступных оседают в лондонском сити. И это вторая опора, на которой держится сомалийское пиратство. Есть подозрение, что именно благодаря этому пиратская финансовая схема живет и здравствуйет. Ведь оборот посредников составляет, думаю, примерно $500 млн в год. Неплохо, согласитесь.