В районе Африканского рога, похоже, опять захвачено судно с российским экипажем на борту. Общую стоимость танкера и груза, находящегося на его борту, я оцениваю примерно в $100 млн. Для пиратов танкеры, как и контейнеровозы, самая ценная добыча: первые — потому что в них дорогой и опасный груз, а вторые — потому что контейнерные грузы можно быстро распродать в розницу. За них можно получить больше денег в качестве выкупа. О требовании выкупа за «Московский университет» «Новошипа» пока ничего не слышно, но, не сомневаюсь, что вскоре эта информация последует. Ведь в первую пиратов очередь интересует именно он, а не сама нефть, плывшая китайцам.
Нападений на торговый флот с каждым годом становится все больше и больше. Судовладельцы все платят и платят, и затраты у них становятся все выше и выше. Растут затраты на страховку. Раз пиратская активность все никак не утихнет, у страховых компаний сформировался рынок сборов по страховкам от захватов судов. Но на самом же деле до тех пор, пока ситуация с захватом не разрешилась, страховые компании стараются в это дело не вмешиваться. Выплаты страховки всегда сопровождаются с большими проблемами, ведь непонятно, кто посредник, непонятно, куда пошла наличка, и не факт, что деньги используются по назначению, и так далее. Сейчас, когда кризис, ставки страхования не очень высокие, несколько миллионов долларов. А когда мир выйдет из кризиса, ставки будут выше, и это будет совсем другая история, и проблем с выкупом кораблей будет еще больше.
Но бизнес на захватах торговых кораблей устроен таким образом, что нищим сомалийским деревням достается в самом лучшем случае 70% денег, которые судовладельцы платят в качестве выкупа. В переговорах между захватчиками и судовладельцами всегда участвуют посредники. Хочу заметить, что это не немецкие посредники, не французские и не американские, а именно английские. Британские морские финансовые институты были созданы в 15-16 веках на пиратские деньги. Они и сейчас не гнушаются взаимоотношений с захватчиками кораблей. Не удивлюсь, если в этом активно участвует, например, Lloyd's.
С точки зрения закона такие посредники не совершают ничего плохого. Но они делают так, чтобы деньги, данные на выкуп, были чистенькими, а та же Россия или другая страна-владелец судна не могла отследить, как выкуп попадет пиратам. И если мы о самих захватах знаем, то о его финансовых последствиях, как правило, нет. Мы можем только видеть, что судно вновь ходит по торговым маршрутам благодаря английским посредникам. Так что И 30%, а то и все 40% отступных оседают в лондонском сити. И это вторая опора, на которой держится сомалийское пиратство. Есть подозрение, что именно благодаря этому пиратская финансовая схема живет и здравствуйет. Ведь оборот посредников составляет, думаю, примерно $500 млн в год. Неплохо, согласитесь.