о приоритетах менеджеров:

Если говорить совсем просто, то люди сегодня в первую очередь хотят, чтобы работа у них просто была. То есть они стали более цепко держаться за свои рабочие места. Поэтому случаев, когда менеджер говорит работодателю, что легко может найти себе работу более интересную и высокооплачиваемую, стало значительно меньше.

С другой стороны, я не заметила, чтобы боязнь потерять место очень сильно мотивировала менеджеров к эффективной работе. Парадокс в том, что, казалось бы, человек, чтобы сохранить место, должен выкладываться по полной. Однако этого не происходит. Это связано прежде всего со стрессовым психологическим состоянием – своего рода ступор.

Отчасти пассивное поведение сотрудников провоцируется самими работодателями. В ситуации неопределенности, которая (особенно в начале кризиса) царила на многих рынках, работодатели не очень рвались объяснять людям, что происходит. И даже отказывались признавать сам факт наличия неопределенности. Мы проводили серию мероприятий в компаниях наших клиентов, когда нам приходилось доказывать руководству компаний, что надо информировать людей. Мысль об увольнении явилась главным стрессовым фактором.

Если поощрять менеджеров к проявлению инициативы, можно абсолютно бесплатно получить ценнейшие сведения. К сожалению, далеко не во всех компаниях руководство умеет собирать эти сведения. Я не раз сталкивалась с тем, что, например, информация о рынке и потребностях клиентов есть в отделе продаж. Но ее нет у руководства. Одни не спрашивают, а другие не говорят. Либо говорят, но их не слушают.