РЖД продолжает тратить. Логика довольно странная. Я, как всегда, на добровольных началах пытаюсь сосчитать, но концы с концами не сходятся. Смотрите, какая история.

Сегодня на лентах: российский и финский премьер-министры Владимир Путин и Матти Ванханен презентуют скоростной поезд Allegro. В декабре 2010 года его запустят на маршрут между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Ежедневно маршрут будут обслуживать четыре пары таких поездов (их родное название – Pendolino Sm6). Оператор – Oy Karelian Trains Ltd., СП РЖД и финской жд-монополии VR Group.
Собирали поезда не в России. Стоимость – 15 млн евро за состав. Инвестиции, не считая путей, – 120 млн евро за 8 поездов с вагонами. В рублях – почти 4,5 млрд.

Есть еще более дорогой «Сапсан». Простые факты. Общие расходы на закупку, техподготовку, ремонт путей и строительство депо составили к настоящему моменту 45,22 млрд. рублей. Месячная выручка от трех пар поездов на направлении Питер–Москва – не более 231 млн. рублей. Так что только продажи билетов, без учета текущих расходов, инвестиций в трассу до Нижнего и на Юг, покроют сумму расходов, на сегодняшний день, за 16 лет!

С учетом того, что рентабельность на направлении Питер–Москва не превышает в пассажирских перевозках 15%, очевидно, что реальная окупаемость проекта настигнет нас лет эдак через 90–96. Если добавить к проекту менее доходные направления на Нижний и Сочи, то окупаемость не увидят и наши внуки.

Есть еще один контракт с Siemens. Точнее, сегодня появился – в Сочи. РЖД с Siemens и заключили договор с компанией «Группа Синара». По нему железнодорожная монополия получит 221 грузовой электровоз в 2011–2016 гг. Сумма контракта составит 42 млрд рублей. Цена единицы – $6,16 млн (сегодняшний курс). При этом известно, что тяжелые электровозы в Европе стоят порядка €4 млн, в штатах – порядка $4 млн, а китайцы строят их (позаимствовав схемы у Siemens и канадской Bombardier) за $1,5–2 млн. Ну ладно, прибавим НДС, норму прибыли и бонусы...

Тут подозрение, скорее, не на коррупцию, за которую Siemens не раз был осужден и не захочет снова попадаться, а на наше разгильдяйство: деньги уйдут в песок.

И еще: прямо, день контрактов. В тепле в Сочи все подписывают.

«Трансмашхолдинг» заключил сделку напрямую с РЖД – на поставку монополии 200 пассажирских электровозов ЭП20 в 2012–2020 годах. На 37 млрд рублей. По $6 млн за штуку. Пассажирские электровозы стоят, как грузовые! См. абзац про Siemens и песок.

И вот тут мы подходим к главному. Почему такие расходы. 

Представьте себе завхоза РЖД, который по велению руководства идет покупать представительский лимузин. Возвращается из автосалона и говорит Владимиру Ивановичу Якунину: мол, г-н президент, там в салоне черт ногу сломит – удлинненая ВАЗ Priora стоит вровень с лимузином, скажем, Mercedes или BMW с литерой L. Что скажет Якунин!? Однозначно. Покрутит у виска.

Почему два электровоза с пятикратной разницей в мощности стоят одинаково!? Все просто: надо списывать расходы на пассажиров, чтобы были убытки, и чтобы их компенсировало государство или регионы.

И грузовые-то дóроги, а пассажирские и дóроги с перебором, и не окупятся.

Что на выходе? Открываем РСБУ монополии и видим: миллиарды долларов убытков в перевозках пассажиров в дальнем следовании и миллиарды – в пригородном. 

Почему!? В РЖД говорят: так принято во всем мире. А я вам скажу: так удобно РЖД. И приносит, по моему скромному мнению, огромные недекларируемые доходы частным лицам, участвующим в сделках.