Сколько и на какие благотворительные проекты жертвуют олигархи? Не так уж мало информации об этом можно получить из годовых отчетов компаний и отчетности благотворительных фондов. Наше мини-исследование (ниже) нельзя, впрочем, считать полноценным рэнкингом филантропов: ведь миллиардеры жертвуют деньги и в частном порядке, а иные из них привержены христианской догме: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Тем не менее, общее представление о благотворительных и спонсорских проектах крупнейших российских бизнесменов все же можно составить. Приоритетом пользуются сотрудники подконтрольных предприятий (санатории, спортивные и детские проекты, образование) и профессиональные спортсмены (спонсирование клубов), а средства выделяют непосредственно компании («Лукойл», «Норильский никель» и т.д.), а не акционеры. Включение затрат на профессиональные спортивные клубы в разряд «социальная ответственность» достаточно необычно, так как подобное финансирование должно проходить по статье «реклама/маркетинг». Правда, клубы у нас прибыли не приносят, да и вообще сами мало зарабатывают, а обеспечивать жителей регионов зрелищами нужно. В свою очередь, благотворительные фонды, созданные бизнесменами, прежде всего, ориентированы на культурные и образовательные проекты. И это еще одно отличие от Запада, где главной статьей расходов благотворительных фондов являются различные медицинские проекты (поддержка инвалидов, вакцинация, борьба с раком и т.д.).