2 июня компания «Комстар-ОТС» продемонстрировала телеприставку, которая сейчас тестируется в проектном центре компании. Приставка представляет собой коробочку, которая подключается к интернету по телефонному проводу (по технологии ADSL) либо по Ethernet-кабелю и управляется при помощи беспроводной клавиатуры и пульта дистанционного управления. Стоимость устройства, разработанного компанией Irdeto, должна составлять около $80. Как говорит Андрей Смирнов, президент ОАО «Система Масс-Медиа», работающего над проектом совместно с «Комстаром», «пользователь получит сразу несколько важных сервисов: линейное ТВ, видео по запросу (библиотеку лучших теле- и киноразвлечений) и интернет-серфинг. Это недорогая история для всех».
Продемонстрированное решение пока не вышло за порог лаборатории проектного центра, но в этом году не исключена возможность его тестирования на сетях «Комстара» в Москве или Ростове-на-Дону, где оператор имеет сильное присутствие на рынке ADSL-доступа. Как сообщается, услуга будет ориентирована, в первую очередь, на региональных абонентов, хотя, как надеются в компании, она может оказаться интересна и москвичам. Сейчас АО МГТС, входящее в «Комстар-ОТС», имеет в Москве 3,6 млн телефонных абонентов, а число интернет-пользователей по группе компаний составляет 860 000. В регионах «Комстар» набрал, в общей сложности, почти 2 млн абонентов ТВ и 426 000 пользователей широкополосного интернет-доступа. Услуга рассчитана именно на абонентов платного ТВ, пока еще не подключенных к интернету: маркетологи компании полагают, что от подключения их удерживает высокая стоимость компьютеров, по сравнению с которыми продемонстрированная приставка обойдется ощутимо дешевле.
Но, во-первых, по сравнению с полноценным компьютером – а они нынче недороги и доступны всем, кто в них нуждается, – приставка обладает сильно урезанной функциональностью. Дело даже не в том, что на компьютере можно играть в игры или, например, вести домашнюю бухгалтерию, – даже веб-серфинг, заложенный в возможности приставки, сам по себе, без других приложений, нужен далеко не всегда. С приставки можно будет почитать анекдоты или потупить на сайте знакомств, но она не позволит, например, скопипастить в текстовый редактор отрывок из энциклопедии. А значит, студентов, пишущих рефераты, да и любых других пользователей, заходящих в интернет не только ради развлечений, из потенциальной аудитории услуги можно вычеркивать.
Если просмотр фотографий с «Фликра» и даже видеороликов с YouTube на обычном телевизоре будет вполне комфортным, то вот для посещения большинства современных сайтов разрешение его экрана будет категорически недостаточным – придется либо мучиться с горизонтальной прокруткой, либо ломать глаза о нечитаемый шрифт. Конечно же, приставку можно подключить к современному HD-телевизору, но такие стоят не дешевле компьютеров.
Да и вообще, если вдуматься, ориентация на зрителей платного ТВ как на потенциальную интернет-аудиторию выглядит несколько странно. Если сбросить со счетов разнообразные «социальные пакеты» телеканалов, число тех, кто готов осознанно платить деньги за широкий выбор телевизионного контента, намного уступает в России численности интернет-пользователей. Хорошим примером в данном случае является и сам «Комстар-ОТС», являющийся в Москве одним из лидеров по абонентской базе ШПД, но его же «Стрим-ТВ», тем не менее, большой популярностью в столице не пользуется. И если региональная ТВ-аудитория «Комстара» впятеро превышает численность региональных же интернет-абонентов, то вряд ли мы имеем дело с огромной армией жаждущих подключиться. Скорее всего, большинство из этих платных телезрителей попросту уже приобретает интернет-доступ у других провайдеров, и вряд ли телеприставка поможет их переманить.
Самая привлекательная для потенциальных юзеров ниша применения такой приставки – ее подключение в качестве второго дешевого интернет-терминала, используемого для развлекательного серфинга в то время, когда основной семейный компьютер занят другими членами семьи. Однако, хотя возможность подключения нескольких устройств в приставке теоретически и предусмотрена, это потребует доработки программного обеспечения, то есть, если и будет реализовано, то неизвестно, когда. Но эта ниша интересна именно пользователям, а не оператору. Ведь целью «Комстара» является не заработать на продаже приставок, а подключить как можно больше интернет-пользователей. Если семья приобретет приставку в качестве дополнительного устройства вдобавок к уже имеющемуся компьютеру, на безлимитных тарифах доходы оператора от этого не вырастут.
В общем, услуга, которую предполагается тестировать, представляется нишевой и вряд ли завоюет большую популярность даже в регионах, а уж локомотивом продвижения услуг компании и вовсе заведомо не станет. Это можно утверждать с уверенностью потому, что «Комстар» – не первый, кто экспериментирует с мультимедийными STB, дающими возможность выхода в интернет. К примеру, производством и продвижением подобного рода приставок много лет занимается российский холдинг «Рикор», однако им так до сих пор и не удалось сколько-нибудь заметно потеснить компьютеры в качестве устройств интернет-доступа.