За несколько последних дней прозвучала масса бодрых заявлений официальных лиц о том, что в России будут созданы все условия для привлечения иностранных инвесторов. Преференции обещаны венчурным инвесторам, которые заинтересуются Сколково, в заявлении министра финансов очередная порция преференций намечена для участников проекта Московского международного финансового центра. Интересно, что побудило чиновников разного ранга в одночасье начать так много говорить о привлечении иностранных инвестиций

Если оставить в стороне столь оптимистичные заявления по поводу иностранных инвестиций и оценить реальные дела, возникает чувство тревоги. Интересно, конечно, слышать от Кудрина обещания иностранных инвестиций. Странно только, что при обсуждении прогноза экономического развития и бюджета на предстоящую пятилетку общественность до сих пор не получила ответа на вопрос о том, собирается ли государство повышать активность использования бюджетных методов поддержки внутренних инвестиций. Кудрин молчит, но обещает, что обязательно сделает все возможное, чтобы пришли инвестиции иностранные. Вопрос о бюджетных инвестициях, видимо, можно забыть.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Россия остро нуждается в иностранных инвестициях. Планов громадье, внутренних сбережений мало, институтов развития с большими пустыми ложками за столом много. Настораживает то, что официальные лица говорят вообще об иностранных инвестициях, не конкретизируя свои мысли. А понимать их можно по-разному.

Есть три категории иностранных инвестиций. Первая – краткосрочные, спекулятивные инвестиции. Их около 70%. Эти инвестиции невозможно использовать для экономического роста и модернизации. Они лишь раскачивают финансовую стабильность банков и крупных компаний, курс рубля, убивают внутренние сбережения, обогащая спекулянтов. Такие инвестиции России не нужны. Международный валютный фонд и Всемирный банк призывают развивающиеся страны всеми силами бороться с такими иностранными инвестициями. 

Вторая – портфельные инвестиции консервативных иностранных инвесторов (взаимных и пенсионных фондов, страховщиков). Эти инвестиции в целом полезны, но они близки к нулю. Портфельные инвестиции не повышают вложения в основной капитал, но заметно облегчают это. Чем дороже акции, тем легче получить кредит под их залог, тем выгоднее провести IPO или SPO. В отличие от спекулянтов, такие инвестиции не раскачивают внутреннюю экономику и финансы. С одной стороны, за последний год государство активно работает над улучшением институтов и бизнес-климата, что важно для привлечения консервативных портфельных инвестиций. Но все же власть боится «выйти за флажки». Однако без реальных сдвигов в проблемах независимости судов, свободе СМИ и слова, восстановлении гражданских институтов крупнейшие взаимные и пенсионные фонды в Россию крупных вложений делать не будут. Также необходимо решить проблему обязательности МСФО и признания международным сообществом национальных правил регулирования финансового рынка. 

Самыми желанными для нас сейчас являются, конечно, прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они тоже бывают разные. Привлечь ПИИ в ТЭК легче всего, нужна лишь добрая воля высших чиновников. Пока она явно не выражена. Но даже без этого, инвестиции в ТЭК и сейчас идут, они преобладают. Проблема в том, нужно ли нам еще дальше усугублять свою сырьевую зависимость. Но пока, несмотря на разговоры о модернизации, такая зависимость растет. 

Другая разновидность – это «связанные» ПИИ. Хочешь продавать в Россию машины, создавай здесь сборочное производство. Такой подход – самое эффективное средство привлечения подобных инвестиций. В этом ничего плохого нет. Но надо быть готовым, что падение цен на нефть неизбежно ведет у нас к коллапсу внутреннего потребительского рынка, и, соответственно, бегству «связанных» иностранных инвестиций. К тому же мы теряем собственное производство, переходим к сборке, но не всегда можем добиться высокого уровня локализации производства. 

Наконец, наиболее ценны для России, как и для любой другой страны, несвязанные ПИИ, которые создают здесь с привлечением иностранного капитала и технологий конкурентоспособные на глобальных рынках производства. Такие инвестиции в Россию практически не идут. Причина – у нас нет реальных преимуществ, интересных для глобального инвестора, с точки зрения доступности и стоимости трудовых ресурсов, качества и количества поставщиков и т.п. Это должно волновать государство больше всего. Для их привлечения на всей территории России должна реализовываться активная политика развития, когда государство помогает бизнесу находить новые ниши на рынках, реализовывать свои преимущества. Это должно касаться не только крупного, но и среднего бизнеса. 

Так какие же инвестиции имели ввиду Медведев и Кудрин? Или они просто размышляли о цвете обоев в бизнес-апартаментах в Сколково или Москва-сити? Серьезно говоря, пока непонятно.