Временное правительство Киргизии с треском провалило экзамен на аттестат зрелости. Межнациональная вражда, представляющая наибольшую опасность в постсоветской Средней Азии, подобно злобному безумному джинну, вырвалась из бутылки и, не сдерживаемая преградами, начала свое кровавое шествие по Южной Киргизии.
В ночь на 11 июня в Оше начались массовые беспорядки. По словам ошан, толпа молодежи киргизской национальности начала громить магазины, рестораны и кафе, принадлежащие горожанам узбекской национальности.
Фактически, толпу никто не пытался остановить. Когда в районе старого центра города местные жители-владельцы торговых точек попытались остановить толпу погромщиков, по ним с БТРов был открыт огонь сотрудниками силовых структур. Люди в страхе начали разбегаться, не понимая, почему представители правоохранительных органов стреляют не по погромщикам, а по ним.
Все подвергшиеся нападению торговые точки были разграблены и сожжены. Как сказал один из жителей города: «Все, что они не смогли унести, они сожгли». Кроме магазинов и пунктов общепита в первую ночь резни и утром следующего дня были сожжены филармония, общежитие Ошского госуниверситета, областной узбекский драмтеатр, здание гостиницы «Алай» и ряд других объектов. С утра положение не улучшилось. Движение групп вооруженных погромщиков по городу продолжилось.
Причиной начавшихся столкновений называют драку в одном из развлекательных заведений города между представителями двух национальностей. Милиция не смогла ее прекратить. Обе стороны получили подкрепление, и ситуация полностью вышла из-под контроля. Какая-то группа отморозков ворвалась в общежитие и изнасиловала студенток; по заявлению властей, нескольких насильников удалось впоследствии задержать.
Наступившее после ночи погромов утро не принесло спокойствия горожанам. В различных районах города начались перестрелки между группами киргизской и узбекской молодежи. По рассказам ошан, неизвестные люди раздавали с грузовиков оружие; для получения «ствола» достаточно было показать военный билет. На окраинах города начали собираться толпы, прибывшие из районов Ошской области. Они требовали выдать им оружие для того, чтобы они сами навели порядок. В Ош срочно были переброшены силы со всей Киргизии, бронетехника, но их прибытие никак не повлияло на развитие ситуации.
Временное правительство объявило в городах Ош, Узген, Кара-Суу, Араванском и Карасууйском районах чрезвычайное положение и комендантский час с 18:00 до 6:00. Комендантом был назначен первый замминистра внутренних дел Алымбеков. На Юг экстренно отправились трое представителей Временного правительства: и.о. министра обороны Исаков, вице-премьер Текебаев и координатор силовых структур Бекназаров. Они должны были скоординировать действия силовиков и госорганов и успокоить население. Но… Попав под град камней собравшейся на окраине Оша толпы, Исаков вместе с Текебаевым были вынуждены спешно эвакуироваться на вертолете.
Переброшенные силовики вместо того, чтобы организовать полноценное патрулирование городских улиц, сконцентрировались на площади перед облгосадминистрацией. Как сказал мне один из ошан: «Им там хорошо: не страшно, и никто к ним не идет». Единственное столкновение, в котором приняли участие 11–12 июня силовики, по словам горожан, имело место в микрорайоне Черемушки. Там прибывшие военные разогнали собравшуюся толпу погромщиков, которые, временно рассеявшись, собрались в другом месте и под покровом ночи атаковали воинскую часть погранвойск Киргизии. Зеленые фуражки открыли ответный огонь и отбили нападение. После этого разозленная толпа принялась крушить находящийся рядом микрорайон. Были сожжены бензозаправки, магазины, дома в близлежащей узбекской махалле (квартале).
Мой друг, живущий в этом районе, из окна наблюдал за развернувшейся вакханалией насилия. «Они были вооружены как огнестрельным оружием, так и холодным. У одного была даже старая дедовская сабля, как во времена басмачества. Я и не думал, что где-то подобные вещи сохранились». Другой мой друг, живущий в микрорайоне Черемушки, благодарил бога за то, что он живет не в махалле, на земле, а в высотном доме. Махалля, расположенная по соседству с их микрорайоном, была сожжена почти полностью. Люди бежали от погромщиков глухими улицами и переулками, бросая все свое имущество.
Огню и разграблению подверглись дома не только узбеков. Мне рассказали об одной русской семье, потерявшей дом, машину и самой чудом убежавшей от нападавших. Столкновения в городе и его окрестностях не прекращались ни на минуту. Клубы дыма и звуки выстрелов сопровождали массовый исход ошан из родного города. Бежали все, независимо от национальности. Киргизы пытались выбраться из охваченного беспорядками города в села к родственникам, узбеки бежали куда угодно, лишь бы спастись.
Поток покидающих свои дома усилился после того, как стало известно об открытии Узбекистаном границы для приема женщин и детей. Как сказал и.о. министра обороны Исаков: «Так мы хотя бы спасем молодых девушек и женщин». Ошане, видя бессилие местных властей, стали требовать обратиться к России и попросить у нее помощи: отправки контингента миротворцев, способных остановить убийства и погромы.
Как мне рассказывали ошане, большинство высотных домов в городе стоят пустыми, из жильцов остались только представители русскоязычного населения. «В нашем подъезде – 16 квартир. В них живут 13 киргизских семей, 1 узбекская, 1 русская и 1 татарская. Сейчас остались только мы и татары. Остальные все уехали», – рассказал мне один из ошских журналистов. Подобную информацию мне приходилось слышать еще от нескольких собеседников.
За время новых «ошских событий» (по аналогии с очень похожими межнациональными столкновениями 1990 года) на высоте оказались лишь военнослужащие погранвойск Киргизии. Они сумели организовать оперативный и организованный переход беженцев на территорию Узбекистана и отбить нападение на свою воинскую часть, на складе которой хранится большое количество оружия. На данный момент сообщается о 75 погибших в Оше, но, по словам местных узбеков, счет убитых может идти на тысячи. Отчасти наличие большего количества жертв признает и глава Временного правительства Роза Отунбаева. Ошский базар также был сожжен и сейчас в городе ощущается нехватка продуктов питания.
В тот момент, когда я пишу эти строки, в нескольких сотнях метров от моего дома также идет бой. Защитники расположенной по соседству узбекской махалли под прикрытием баррикады ведут бой с группой вооруженных погромщиков. Вечером 12 июня огонь ошских событий перекинулся и на Джалал-Абад. Толпа напала на воинскую часть, в которой были захвачены оружие и БТР. После этого в городе началась стрельба. Были подожжены несколько зданий, дома в одной из узбекских махаллей. Около 23:00 произошла попытка захвата здания УВД Джалал-Абадской области, отбитая сотрудниками милиции. Начальник УВД получил тяжелое ранение в глаз.
Сегодня (13 июня) с утра город вымер. Пустые улицы, центр города обесточен, базар и магазины не работают. В центре собираются непонятные толпы, время от времени звучат выстрелы. После 14:00 в Джалал-Абаде началось повторение событий в Оше. Загорелись узбекские махалли, магазины, базар, началась стрельба, ворвавшаяся в город толпа сметала все на своем пути. При этом силы правопорядка почему-то не пытались препятствовать разгулу погромщиков. Наоборот, в некоторых районах они разбирали созданные местными жителями баррикады и очищали для толпы путь.
Жители узбекских кварталов остались фактически один на один с вооруженной толпой погромщиков. Им ничего не оставалось, как принять бой, защищая себя, свои семьи и жилища. Стрельба идет в городе вот уже более 4 часов. Чем закончатся столкновения в Джалал-Абаде, знает, наверное, лишь бог, если ему, конечно, есть дело до событий в маленькой Киргизии.
Чтобы читателям было понятней развитие событий в Киргизии, привожу полностью, по порядку получения, текст эсэмэсок, которыми Временное правительство пытается образумить народ. Толку, правда, от них нет, на погромщиков они не действуют.
«Уважаемые граждане! Не подавайтесь провокациям, сохраняйте спокойствие, будьте благоразумны!»
«Сыновья Кыргызстана! Остановитесь! Вы нам нужны живые! В ваших руках судьба страны! »
«Соотечественники! Взаимная вражда выгодна тем, кто хочет утопить Кыргызстан в крови! Сохраним мир на нашей земле!»
«Священный Коран учит нас, что жажда мести может обернуться против нас самих и будущего наших детей!»