Research in Motion Ltd тестирует новые устройства: смартфон с клавиатурой и емкостным сенсорным экраном. И, будете смеяться, «таблетку». Первое, в общем-то, предсказуемо и даже неизбежно – сенсорный экран, конечно, удобен, и его появление было вопросом времени; однако первый Blackberry с тачскрином (Storm) был воспринят клиентами компании без всякого энтузиазма: делать устройство, ориентированное на почту и при этом лишенное qwerty-клавиатуры, конечно, можно, но, как и следовало ожидать, все, кого это могло заинтересовать, уже купили себе iPhone. Зато теперь можно будет даже иконки местами менять! Второе выглядит по-своему интересным, если считать это не просто данью моде и бездумным копированием: заменить, пусть частично, корпоративный ноутбук, полная стоимость владения которым может быть довольно высока, неким более узкоспециализированным устройством. Но снова без клавиатуры? Очень и очень сомнительно. И как-то все это слишком напоминает попытку заставить скучную офисную крысу вылезти на сцену, показать сиськи, а то и станцевать стриптиз у шеста. Конечно, у некоторых получается неожиданно неплохо, но обычно зрелище довольно удручающее. Но давайте сначала разберемся, что мы знаем о Blackberry, кроме того, что это каждый пятый смартфон в мире и каждый третий в США. Во-первых, это экосистема. Экосистема гораздо более замкнутая, чем даже потребители продукции Apple. И построена она на совсем других основах: это консерватизм (который трудно назвать здоровым в данной ситуации), сговор (то есть, извините, выгодное партнерство) и много лжи и буллшита, то есть простите, рекламы и маркетинга. Все дело в том, что США, родина Research in Motion, – это совсем, совсем не Европа. И сотовая связь там развивалась совсем по-другому, и мобильная почта, в частности. Американцы долго запрягали: рубеж веков застал их бескрайние просторы покрытыми, в основном, сотовыми сетями первого и «полуторного» (DAMPS) поколения. Выбор сотовых телефонов был крайне мал (да и сейчас оставляет желать лучшего, но уже по другим причинам), SMS, если кем и поддерживался, считался непонятным баловством для тинейджеров. А вот электронная почта в кармане уже была, и выросла она из «твейджеров» – помните такое слово? Вот их-то поначалу и делала фирма Research in Motion. Аж с 1995 года, причем поначалу использовались не «обычные» сотовые сети, а специальные, автохтонные для Северной Америки сети беспроводной пакетной передачи данных Mobitex и DataTAC. Была ли альтернатива? Какая-то была. В основном, это были карманные компьютеры с cf или pcmcia картами для доступа в те же самые сети, которые были, естественно, не в состоянии обеспечить моментальную доставку почты. Так что к 2002 году, когда RIM выпустила свой первый аппарат, который хоть в каком-то приближении можно было назвать смартфоном, он оказался естественным логическим продолжением того, чем все уже пользовались. Следует понимать, что он не конкурировал со смартфонами из Европы – их еще несколько лет там никто толком не видел. Был местный Palm Treo, но Palm не сумел по-настоящему закрепиться на корпоративном рынке; так, в результате, получилось, что за «место в кармане» Blackberry боролся с самым обычным сотовым телефоном, а не эквивалентным по функциональности устройством. Другое дело, что мобильная почта тоже прошла долгое и довольно мучительное развитие. Я ей пользуюсь с того самого 1998 года, когда эта услуга появилась у моего сотового оператора, – собственно, это было серьезным аргументом за покупку моего первого коммуникатора. Долгие годы это был «закат солнца вручную»: мне приходило короткое сообщение с уведомлением о том, что у меня есть новые письма, и я запускал почтовый клиент, чтобы их прочитать. Кстати, этот почтовый ящик жив до сих пор, но сыплется туда один спам, и сервис работает омерзительно, так что уведомления я давно отключил, да и не нужны они в наше время. Однако отказаться от этой технологии было невозможно сразу по двум причинам: во-первых, аккумуляторы тех времен не позволяли поддерживать постоянное соединение для push email, а во-вторых, передача данных в сотовых сетях работала... гм, я бы не назвал это «нестабильно», точнее, «стабильно не работала», то есть соединение, по которому не передавались данные, «зависало». Только в 2007 году я смог перейти на «полноценный» push email, когда обе проблемы разрешились. Несмотря на все эти трудности, я даже представить не могу, как можно было даже 12 лет назад отказаться от привычного смартфона и вместо этого носить с собой какую-то специализированную железку, в которой нет ежедневно используемых мной программ (а их тогда почти не было), и прочие достоинства которой весьма сомнительны. Однако хорошо понимаю, кого это устраивает: людей, у которых не было «привычного смартфона». Так или иначе, США – центр мировой экономики, и постепенно ситуация стала описываться словами «компании из списка Fortune 500 ВСЕ используют Blackberry, наверное, там не дураки сидят!». Оптимистичное заявление, но, как ни странно, многие считают это аргументом. Даже в Европе, и даже, порой, в России. Теперь о «выгодном партнерстве». Начнем с того, что в США свободного рынка сотовых телефонов, извините, нет. Американец покупает телефон не в магазине от производителя, а в магазине от оператора. Вместе с контрактом и тарифом. Большинство даже не знают, в каком стандарте работает их телефон. Это удобно, возможно, дешево (хотя понятно, что за телефон придется платить так или иначе, благотворительностью никто не занимается, и неважно, размазана ли эта сумма по контракту, но, с другой стороны, – мы тут платим сопоставимые деньги без всяких «халявных» телефонов). Но с выбором – извините. Если у вашего оператора нужного телефона нет, то его нет. Да, можно купить аппарат на Ebay и переставить симку. Но это для нас типовое действие, а для них – ненужные заморочки. И вот тут есть еще один интересный фокус. У RIM есть, по договоренности с операторами, специальные тарифы на передачу данных. И некоторые из них включают даже фиксированную ежемесячную плату за неограниченный почтовый трафик в международном роуминге. Причем купить Blackberry с таким тарифом можно не только в США, но и кое-где в Европе. Почему нельзя сделать это для клиентов без Blackberry? Это вы у меня спрашиваете? Ну, и самое «вкусное» – мифология. Объектом мифотворчества являются надежность, безопасность, низкая стоимость владения и эргономика. Что до надежности, то тут есть интересный психологический момент. Сбои в системе Blackberry случаются довольно регулярно, а, учитывая ее централизованность, обычно носят глобальный характер. Пожалуй, в результате время простоя ощутимо выше, чем у нормально обслуживаемого корпоративного сервера. Только вот какой кундштюк: если почему-то ваш корпоративный сервер «валялся» целый день, о вас могут плохо подумать. А вот если случился сбой на серверах RIM, то это как бы стихийное бедствие: все пострадали одинаково, и никто не виноват. А вот разговоры о безопасности уже злят меня всерьез. Потому что никакого подтверждения тому, что смартфоны Blackberry хоть чем-то безопаснее любого другого современного смартфона вообще-то не существует, зато это регулярно преподносится в качестве доказанного факта, причем не только дилетантами, а даже некоторыми моими коллегами-безопасниками. Обосновать это мнение еще никому толком не удавалось: архитектура самой операционной системы и возможности управления функциями безопасности (шифрование, запрет установки приложений, удаленное уничтожение данных) примерно соответствуют аналогичным решениям для Symbian или Windows Mobile. Но, кажется, большинство спорщиков и понятия не имеют, что у Nokia или Microsoft есть полноценные корпоративные решения! (Также к вопросу о стоимости владения). Впрочем, это, скорее, говорит о том, что последние довольно-таки бездарно упускают рынок, если даже не в состоянии донести подобную информацию до потребителя. Еще хуже ситуация с шифрованием передаваемой почты. Потому что это тоже умеют все, однако, если шифровать соединение, например, с собственным сервером Microsoft Exchange (что опять-таки делается всеми «из коробки»), то можно быть сравнительно уверенным, что в эти данные никто не заглянет, пока не явятся с ордером на обыск лично к вам. А вот в случае с Blackberry, где все данные выносятся «наружу» и доступ к ним гарантированно предоставляется «кому надо» в случае оперативно-розыскных мероприятий, как раз все гораздо более сомнительно.
Ну, и что касается эргономики. Заметное достижение тут одно: «активный» чехол с магнитом, который позволяет сразу разблокировать клавиатуру и показать пришедшее письмо. Во всем остальном я искал фундаментальные отличия от, скажем, Nokia E71 и не нашел. Так что для меня вовсе не сюрприз, что доля продаж смартфонов RIM в Северной Америке в первом квартале этого года упала до 38% по сравнению с 54% прошлого года на фоне того, что доля Apple возросла с 18% до 23%. Кстати, при общем росте как североамериканского, так и мирового рынка, уменьшения почти вполовину в абсолютных цифрах нет ни у кого, кроме, наверное, Windows Mobile. Можно сказать, «бизнес в стиле фанк» побеждает «корпоративный карго-культ», но интересно, что из этих 16% основную часть откусил все-таки Android, а не Apple. Лично я – за любой кипеш, кроме голодовки: чем острее конкуренция, тем выгоднее потребителю.